s#ffi
fioroxenne
o mKoJrbHofi clYx6e MeAnaII[[
1.
O6qre roflorreHutr
MeAr4arIHr{ flBrrsercfl o6reAunesuelr o6yratoquxca v rleAarofoB,
o6pasoeareJrbHoM frpexAeHI,IlI Ha ocuoBe 4o6poeonrtlecKl4x ycuttuft
1.1. Clyx6a
4eftcreyrorqervr n
o6yrarouluxcx.
I.2. CnyN6a MeAr4atlnu 4eftcrnyer Ha ocHoBaHnvI 4eftcrnyoulero 3aKoHoAareJlbcrBa,
Vcrasa [rKoJrbr, Hacrosrqefo floloNenuau C"raugaproB BoccraHoBI'ITeJIbHoitt're4nal{Ji.n.
2. Ile.nu n 3aAarr[ rurcolrnofi c.nyx6u MeAllaIInE
2.1. L{enrto cnyx6rr Me.4I,IaIIvu tBr.f,ercs:
2.1.1. PacnpocrpaHeHr4e cpeAr.r o6yrarouuxcx, pa6otHHKoB yqpexAeHl'Is n neAaforoB
ur,rBr4JII43oBaHHbIx $oprnr pa3pellrenl{r ron$mrrron.
2.1.2. Ilouoqr B pa3perueHuu roHtpnplKrHbx lI KprrMr4HanbHblx clrryallufi na ocHoBe
trp r.rH rlr{no B Bo c craHo B Iarelruo fi M eAI'I aulll{.
2.1.3. CuuxeHue KoJrurrecrBa afr$ulJrlcrparllBHoro pearllpoBaElrfl Ha [paBoHapyueHl'I.fl.
2.2. 3 agLa'lmiNnl cn yx6u M eAHaIIulI tB Jlrlorc.f, :
2.2.1. llpone4euue npr.rMr4pr{reJrbHbx nporpaMM (rpyron coo6rqecrn4 IIIKonbHbIX I{
cenefisux roH$epenqufiur.g.) Anr fracrHllron ron(fJII4KroB I{ KpI,IMIlHanbHbIx cl,ITya\uft.
2.2.2. O6yreHne o6yraroquxcr qr.rBr.rnr43oBaHHblM MeroAaM yperyJll{poBaHvs
xoH$rurtoB I,I orBercrBeHHocrl4.
2.2.3. I'In(popuupoBaHl'Ie o6yrarouuxc.r
lr rreAaroroB o
TIpLIHIII{IIaX
U
IIeHHOCTSX
BoccraHoBr.rrenrsoft Me.uuaul{n.
3. IIpHITII[nsI Aesrefl b Hocrrl rurolrn oft
clyx6rr MeAuaq[u.
3.1. flprauqnn 4o6pononrHocrr, npeAroJrararoqufi KaK 4o6ponolrnoe Ytacrue
trrKoJrbHHKoB B opraHr43arlr4u pa6orrt clpm6u, TaK vI o6sgarelrnoe cornacne cropoH,
BOBneIIeHHrx n rouSJII4KT, Ha yIacTLIe B npl4Ml,IpurellHoft nporpaMMe.
rossn,qeuqpraJrbnocru, npeArtonaratouufi o6.ssarersctno cnyx6sl
;y1erna\vu He pzl3rJrarlarb rronyqeHnble B xoAe [porpaMM cBeAeHHt. I'Icrmoqenne cocraBnser
un$opryraqrax o roroBflrrleMct [pecryrIJIeHLIlI, a raKxe TIpI,IMI{pI4Telsnrrfi AoroBop (no
cofJracoBaHlrlo c fracrHI4KaMLI Bcrpequ u [oAlrl'IcaHuufi uuu).
3.3. Ilpunqun neftrpanbnocrlr, 3arrpeqaroquft cryN6e MeALIaqulI upI{HI'IMarb cropoHy
oAHoro r43 y{acrHr4ron rou(fluxra. HefirpaJlbHocrb npeAnoJlaraer, qro cnyN6a npI'IMI'IpeHHs He
BburcHqer Bolpoc o Br,rHoBHocru vtlru HeBI,IHoBHocru toft unu wuoit cropoHbl, a flBrflercs'
3.2. llpnnqun
He3aBHcLIMhIM nocpeAHLIKoM, noMoraIoUI4M cTopoHaM caMocroflTeJlbHo lJ.air"tu pelueHl4e'
4. Ilopa,qorc SopullpoBaHlrfl runo.nrnoft clyx6 rt MeAHaIIru
4.1. B cocraB cnyx6rr MeAr,rauuu Moryr BxoAI,Irb o6yratouuecr 9 rraccoe.
4.2. Руководителем службы может быть заместитель директора, социальный
педагог, психолог или иной педагогический работник школы, на которого приказом
директора школы возлагаются обязанности по руководству службой медиации.
4.3. Руководителем службы медиации может быть человек, прошедший обучение
проведению примирительных программ.
4.4. Вопросы членства в службе медиации, требований к обучающимся, входящим
в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут
определяться Уставом, принимаемым службой медиации самостоятельно.
5. Порядок работы школьной службы медиации
5.1. Служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного или
криминального характера от педагогов, обучающихся, администрации школы, членов
службы медиации, родителей (или лиц их заменяющих).
5.2. Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности
примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При
необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.
5.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих
сторон на участие в данной программе.
5.4. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится
на этапе дознания, следствия или в суде, т.е проведении ставится в известность
администрация школы и при необходимости производится согласование с
соответствующими органами внутренних дел.
5.5. Переговоры должностными лицами проводит руководитель службы медиации.
5.6. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб,
среди участников есть взрослые, а также в случае криминальной ситуации) куратор
службы примирения принимает участие в программе.
5.7. В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет,
примирительная программа проводится с согласия классного руководителя
или
законного представителя ребенка.
5.8. Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения
программы в каждом отдельном случае.
5.9. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны
пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном
примирительном договоре или устном соглашении.
5.10. При необходимости служба медиации передает копию примирительного
договора администрации школы.
5.11. Служба медиации помогает определить способ выполнения обязательств,
взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их
выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба
примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам
осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в
письменном или устном соглашении.
5.12. При необходимости служба медиации информирует участников
примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога,
психолога, имеющихся на территории учреждений социальной сферы).
5.13. Деятельность службы медиации фиксируется в журналах и отчетах, которые
являются внутренними документами службы.
6. Организация деятельности службы медиации
6.1. Службе медиации по согласованию с администрацией школы предоставляется
помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность
использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские
принадлежности, средства информации и другие.
6.2. Должностные лица школы оказывают службе медиации содействие в
распространении информации о деятельности службы среди педагогов и обучающихся.
6.3. Служба медиации имеет право пользоваться услугами психолога, социального
педагога и других специалистов школы.
6.4. Администрация школы содействует службе медиации в организации
взаимодействия с педагогами школы, а также социальными службами и другими
организациями. Администрация стимулирует педагогов обращаться в службу медиации
или самим использовать восстановительные практики.
6.5. В случае, если стороны согласились на примирительную встречу, то
административные
действия
в
отношении
данных
участников
конфликта
приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных
действий принимается после получения информации о результатах работы службы
медиации и достигнутых договоренностях сторон.
6.6. Администрация школы поддерживает участие куратора (кураторов) службы
медиации в собраниях ассоциации.
6.7. Раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой
медиации по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью
предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу
желающих.
6.8. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому
возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении
к материалам дела медиативного соглашения, а также иных документов в качестве
материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное
возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание
вреда, причиненного потерпевшему.
6.9. Служба медиации может вносить на рассмотрение администрации
предложения по снижению конфликтности в школе.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения и действует
бессрочно.
7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по
предложению службы медиации или органов школьного самоуправления.
Приложение 02
к приказу от 01.09.2022 года №87
План работы школьной службы медиации
МКОУ «Волоцкая средняя школа» на 2022– 2023 учебный год
Цель: способствовать обучению школьников методам регулирования конфликтов.
Задачи:
1.
Обучить учащихся проведению примирительных программ.
2.
Отработать навыки применения восстановительных технологий на практике.
3.
Развивать правовые знания учащихся.
4.
Повышать профессиональный уровень через участие в олимпиадах,
вебинарах, конференциях ШСМ
№п/п
1.
Мероприятия
Организационное заседание ШСМ
2.
Ознакомление педагогического состава школы
с положением и принципами работы школьной
службы медиации «Школа без насилия»
Выступление на МО классных руководителей:
«Школа без насилия» реклама ШСМ.
3.
4.
5.
6.
Акция «В школе работает ШСМ ».
Ознакомление учащихся и родителей с
положением и принципами работы школьной
службы медиации «Школа без насилия»
Организация рекламной деятельности
(разработка буклетов, информационных
листов)
Оформление стенда с информацией о ШСМ
7.
Тренинг по отработке навыков проведения и
предварительной встречи
8.
Участие в семинарах, вебинарах, совещаниях,
направленных на повышение квалификации в
сфере деятельности ШСМ
Обучение членов ШСМ из числа учащихся,
восстановительным технологиям
9.
10.
Проведение классных часов, связанных с
темой конфликтов между людьми
Срок
сентябрь
2022
Ответственные
руководитель
руководитель
Сентябрь
2022
сентябрь 2022
руководитель
руководитель
Сентябрь
2022
В течение года
Ноябрь
2022
Октябрь 2022
В течение года
В течение года
В течение учебного
года
руководитель
Классные
руководители
11.
Мониторинг деятельности ШСМ
12.
Знакомство с правовыми документами
Ежеквартально
В течение учебного
В течение учебного
13.
Сотрудничество с Советом профилактики
школы
руководитель
года
руководитель,
члены ШСМ
года
руководитель,
члены ШСМ
Приложение 03
к приказу от 01.09.2022 года № 87
Форма медиативного соглашения
Участники примирительной программы (процедуры медиации, круга примирения,
школьной конференции, семейной конференции (подчеркнуть форму программы)) в лице:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
провели личную встречу, на которой обсудили ситуацию, состоящую в том, что
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
и пришли к следующим выводам (договоренностям):
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Проверять выполнение условий соглашения и уведомлять медиаторов об их успешном
завершении будет
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Встреча для аналитической беседы состоится (место, дата, время)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Чтобы в дальнейшем подобное не повторилось, мы договорились сделать следующее:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
«Мы понимаем, что копия данного соглашения может быть передана администрации и
другим заинтересованным в решении ситуации лицам. При этом происходящее на встрече
медиатор никому сообщать не будет.
Если это соглашение не будет выполнено и у нас останутся проблемы, мы согласны
вернуться на медиацию».
Фамилии, имена и подписи участников встречи Дата
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Приложение 04
к приказу от 01.09.2022 года №87
Форма регистрационной карточки
Дата
информирования
руководителя СШМ
Дата ситуации
Источник информации о
ситуации (ФИО, должность,
контактные данные
Категория случая (подчеркнуть)
Преступление, проступок, семейный конфликт, конфликт в ОО,
другое
Собираются ли стороны или администрация обращаться в правоохранительные органы?
Информация о сторонах
(ФИО, возраст, адрес, телефон, школа/должность (место работы), класс
Сторона конфликта
Сторона конфликта
Представитель/родитель
(телефон)
Представитель/родитель
(телефон)
Описание ситуации
Дополнительная информация для медиатора
ФИО медиатора (ов)
ФИО остальных участников
программы
Какая программа проводилась*
Число участников (взрослых)
Дата проведения программы
Результат
Число участников (обучающихся)
Не проведена (причина)
Комментарии
Приложение 05
к приказу от 01.09.2022 года № 87
Форма мониторинга деятельности школьной службы медиации
Общее
количество
участников
програм
Всего
конференция
Количество завершённых
программ
конференция
Круг
сообщества
Количество поступивших
случаев конфликтов
медиации
Количес
тво
медиато
ров
Обучающихс
я-волонтеров
Педагогпедагог
Родительпедагог
Педагогученик
Родительродитель
Родительученик
Ученикученик
Образо
ватель
ное
учреж
дение
Приложение 06
к приказу от 01.09.2022 года № 87
Состав школьной службы медиации:
Руководитель (куратор) школьной службы медиации –
учитель Уварова С.Н.;
Члены школьной службы медиации:
Учитель - Решетникова А.С., секретарь;
Учитель – Полякова А.Н.
Родитель – Буйнич И.В.;
Обучающийся 9 класса – Емельянович М.А.
Функциональные обязанности руководителя и членов
школьной службы медиации (ШСМ)
Для руководителя:
осуществлять общее руководство деятельности ШСМ;
проектировать работу ШСМ;
осуществлять взаимодействие с администрацией школы, органами внутренних дел
и другими службами;
отвечать за качество и эффективную деятельность службы;
анализировать работу ШСМ.
проводить обучающие программы по медиации для учащихся волонтеров и
педагогического состава школы.
формировать состав ШСМ из числа учащихся.
Для секретаря:
вести записи об итогах встреч.
Для членов
- проводить предварительные встречи с конфликтующими сторонами;
- проводить примирительные программы.