Путешествие по профессиям 3-4 кл

Введение в «Путешествие по профессиям» (3-4 класс, 34 часа)
Пояснительная записка
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое
воспитание, так как труд всегда был основой жизни
Трудовое воспитание обогащает жизнь обучающихся новыми впечатлениями, новыми
поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в
отношениях с людьми.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская
профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания
обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать
поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду
взрослых, предметам, созданных людьми.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим
психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное
отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать
свои силы в доступных видах деятельности.
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из
ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
Программа внеурочных занятий «Путешествие по профессиям» позволяет спланировать
работу с младшими школьниками так, чтобы на первом этапе, пассивно-поисковом,
осуществлялся первичный профессиональный выбор. Программа составлена с учетом
требований ФГОС НОО и обеспечивает развитие универсальных учебных действий,
творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации
как в учебной, так и внеурочной деятельности, а так же позволяет обучающимся проявить
себя, выявить свой творческий потенциал. Правильный выбор профессии – один из
значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека
профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка
родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и
склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным
предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них,
склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной,
конструктивной и т.д. Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора
профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием
личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать
как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения
в будущем. Представления о профессиях у ребенка 9-10 лет ограничены, его пока
небогатым жизненным опытом – работа родителей, воспитателя в детском саду и учителя
в школе, профессии летчика, полицейского, но об этих так или иначе знакомых
профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Актуальность. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в
себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной
ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда
актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место

психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и
успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального
самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического
развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации. Цель: формирование у
обучающихся знаний о мире профессий, расширение кругозора младших школьников по
профориентации.
Задачи:
Образовательные:
- расширение у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных
трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив,
материал, трудовые действия, результат);
- расширение знаний детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье
и обществе;
Развивающие:
- развитие словарного запаса детей, активизирование в речи слов, родовых понятий и
видовых обобщений, связанных с темой, развитие умения выражать своё отношение к той
или иной профессии.
Воспитательные:
- формирование у детей чувства уважения к труду взрослых;
- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание
положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
- формирование социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Программа внеурочной деятельности «Путешествие по профессиям» построена таким
образом, что предоставляет возможность обучающимся тренировать различные виды
своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих
способностей.
Занятия проводятся в активной форме: экскурсии, встречи, игры, дискуссии, конкурсы,
викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует
формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности,
развитию кругозора у обучающихся.
Принципы реализации программы:
-Научность;
-Доступность;
-Целесообразность;
-Наглядность.
Формы организации занятий внеурочной деятельности по профориентации при
реализации программы «Путешествие по профессиям» основана на индивидуальной,
парной, групповой и массовой работах (выступления, защита проектов). Во время занятий
осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. С целью
достижения качественных результатов учебный процесс должен быть оснащен
современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности,

видео и фото реквизитами. Тематическое планирование может несколько видоизменяться
(оформление страничек портфолио, защита проектов и т.д.).
На изучение программы внеурочной деятельности «Путешествие по профессиям» в 3-4
классе отводится 34 ч. Количество часов в неделю – 1 .
Содержание программы .
Программа внеурочной деятельности «Путешествие по профессиям» для 3-4 классов
состоит из четырех разделов:
1. «Введение в мир профессий» ( 7ч)
2. «Профессии в школе» ( 3ч)
3. «Знакомство с различными профессиями» ( 16ч)
4. Проект «Азбука профессий» ( 2ч)
5. «Профессия моих родителей» ( 4ч)
6. Итоговые занятия ( 2ч)
Первый раздел – «Введение в мир профессий» ( 7ч) позволит сформировать первые
умения и навыки общего труда на пользу людям, культуры труда, расширит знания о
производственной деятельности людей, о технике, о воспитании уважения к людям
труда, понимании значения труда в жизни человека.
Во втором разделе «Профессии в школе» ( 3ч) продолжается знакомство школьников с
трудом людей, которые работают в школе, продолжится воспитание любви к труду,
уважение к людям труда.
В третьем разделе «Знакомство с различными профессиями» ( 16ч) продолжается развитие
общетрудовых знаний, умений и навыков, знакомство с трудом людей, которые делают
красивыми нас, интерьер вокруг нас и их профессиями, выработка первых навыков
организации своей работы и работы товарищей. Проявляется активность и инициатива в
поисках полезных дел. Воспитывается чувство ответственности за качество выполняемой
работы.
В четвертом разделе «Проект «Азбука профессий» ( 2ч) продолжается знакомство
школьников с трудом людей, которые создают чистоту на улицах города, в школе, в
учреждениях, углубляются их представления об этих профессиях. Обучающиеся учатся
устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки
трудовой деятельности.
В пятом разделе «Профессия моих родителей» ( 4ч) дети знакомят своих товарищей через
рисунки и собственный опыт с профессиями своих родителей.
В шестом разделе «Итоговые занятия» ( 2ч) подводятся итоги годовой работы по
изучению профессий родной страны, родного города, села. Воспитывается чувство
ответственности за качество выполняемой работы
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением
определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор,
представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к
рассматриваемой профессии.

Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся
тренировать различные виды своих способностей.
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок
становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с
элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует
формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности,
развитию кругозора у учащихся.
Планируемые результаты
В ходе реализации программы «Путешествие по профессиям» обучающиеся должны
овладевать специальными знаниями, умениями и навыками.
К ним относятся:
- когнитивные - знания обучающихся о труде, о мире профессий;
- мотивационно-личностные - отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какойлибо профессиональной деятельностью;
-поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность,
самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному
направлению «Мир профессий» - является формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД):
1. Регулятивные УУД :
Обучающиеся научатся:
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по
предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса
на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- преобразовывать информацию из одной
формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Обучающиеся получат возможность научиться: выразительно использовать гуашь, мелки,
аппликацию; - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Представлять
свой проект о профессии. Побывав на экскурсиях в различных предприятиях, пообщаться и взять
интервью у их работников
В конце курса обучающиеся должны иметь представление:
• о видах профессий, их инструментах;
• о специфике их работы;
Обучающийся научится:
• применять новые термины по отдельным профессиям;
• некоторым элементам деятельности отдельных профессий.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• готовиться к профессиональному самоопределению, самостоятельному и осознанному
построению и дальнейшей постоянной корректировке профессиональных и жизненных
перспектив своего развития.

По структуре занятия будут проводиться по следующей схеме (автор оставляет за собой
возможность варьировать структуру конкретного занятия в пределах обозначенной
нормы).
Структура занятий
1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты
реакции, готовности памяти).
2. Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
o

что я знаю об этой профессии;

o

что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;

o

какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;

o

что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг,
телепередач.

3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой
способностью и профессией.
4. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и
почему).

Содержание курса
Раздел

Кол-во часов

Планируемые результаты
Опыт коллективно-творческой
деятельности
 участие в различных видах
игровой, изобразительной,
творческой деятельности.

Введение в мир
профессий

7

Профессии в школе

3



расширение кругозора о мире
профессий,

Знакомство с
различными
профессиями

16



заинтересованность в развитии
своих способностей,



Проект «Азбука
профессий»

2

участие в обсуждении и
выражение своего отношения к
изучаемой профессии,



Профессия моих
родителей

4

возможность попробовать свои
силы в различных областях
взрослой деятельности,



Итоговые занятия
Итого

2
34

способность добывать новую
информацию из различных
источников.

Тематическое планирование занятий
Дата

№

Тема занятия

Коли- Основное содержание
чество
часов

Ресурсы,
Оборудование,
встречи с
интересными людьми.

Введение в мир профессий ( 7 ч )
04.09

1

Зачем человек
трудится?

1

11.09
18.09

2.
3.

Азбука профессий
Какие профессии ты
знаешь?

1
1

25.09

4.

Что я знаю о
профессиях

1

Разминка. Проблемная
ситуация: зачем человек
трудится? Понятия: «труд»,
«профессия». Игра «Собери
пословицу о труде»
Дискуссия, игра в командах
Разминка. Проблемная
ситуация: какие профессии
ты знаешь? Мини-рассказ
учащихся о некоторых
профессиях.
Игра «Угадай профессию!»
Мини-рассказ учащихся о
некоторых профессиях.
Игра «Угадай профессию!»

Презентация
Разрезные карточки с
пословицами о
профессиях
Презентация

Презентация

02.10

5.

Мир интересных
профессий

1

09.10

6.

Чем пахнут ремесла?

1

16.10

7.

23.09

8.

Разминка. Рассказ учителя о
необычных профессиях:
дегустатор, дрессировщик,
спасатель.
Разминка. Чтение учителем
произведения Дж. Родари
«Чем пахнут ремесла?»

Дискуссия: почему
бездельник не пахнет никак?
Кем я хочу стать?
1
Разминка. Чтение учителем
отрывка из произведения В.
Маяковского «Кем быть?».
Галерея рисунков «Кем я
хочу стать?»
Профессии в школе ( 3 ч )
Профессия - учитель
1
Разминка. Кто такой
учитель? Проблемная
ситуация: каким должен
быть учитель?

Презентация «Забытые
профессии»

Листы, краски,
иллюстрации с
изображением людей
различных профессий
Презентация.

Сценка «На уроке»

13.11

9.

20.11

10.

27.11

11.

04.12

12.

Конкурс загадок на тему
«Школа»
Профессия 1
Экскурсия в школьную
библиотекарь
библиотеку.
Профессии в школе
1
Беседа, игра «Угадай
профессию»
Знакомство с различными профессиями ( 1 6 ч )
Профессия - продавец 1
Разминка. Заочное
путешествие в магазин.

Профессия парикмахер

1

11.12

13.

Профессия - повар

1

18.12

14.

Профессия почтальон

1

Сюжетно-ролевая игра «В
магазине»
Разминка. Знакомство с
профессией парикмахера.
Экскурсия в
парикмахерскую
Разминка. Знакомство с
профессией повара.
Интервьюирование
школьного повара.
Разминка. Знакомство с
профессией почтальона.
Экскурсия на почту.

25.12

15.

Профессия - врач

1

Разминка. Знакомство с
профессией врача. Прессконференция со школьной
медсестрой. Сюжетноролевая игра «В больнице»

Презентация.
Презентация.
Встреча с родителем
Жариковой Марией
Александровной
( продавец)
Презентация.

Экскурсия в школьную
столовую.
Экскурсия на почту.
Встреча с заведующей
Щегрикович Светланой
Николаевной.
Презентация. Встреча с
фельдшером

15.01

16.

Профессия
«Воспитатель
детского сада»

1

Рисование, дискуссия о
качествах, необходимых для
профессии

22.01

17.

Профессия
«Архитектор»

1

29.01

18.

Профессия

1

Обсуждение,
проектирование домика для
щенка или детской
площадки
Рисование, дискуссия о
качествах, необходимых для
профессии
Дискуссия, работа с
подсобным материалом и в
кабинете
Дискуссия, разминка
«Зрительная память», игра
«Эстафета»
Дискуссия, работа с
маршрутной картой
автомобилиста, обсуждение,
рисование
Беседа, обсуждение, анализ
ситуаций, игра
Беседа с представителем
профессии, обсуждение

«Строитель»
05.02

19.

Профессия «Биолог»

1

12.02

20.

Профессия «Актёр»

1

19.02

21.

Профессия «Водитель
автомобиля»

1

26.02

22.

1

04.03

23.

Профессия
«Журналист»
Профессия
«Бухгалтер»

11.03

24.

1

18.03

25.

Профессия
«Пожарный»
Профессия «Мастерцветовод»

25.03

26.

01.04

27.

08.04

28.

15.04

29.

1

Дискуссия, игра «Пожарная
команда»
1
Встреча и беседа с
интересным специалистом,
обсуждение, практическая
работа
Профессия «Юрист»
1
Встреча с представителем
профессии, обсуждение,
решение практических
ситуаций
Проект «Азбука профессий» ( 2 ч )
Представление мини- 1
Разминка. Представление
проектов на буквы Амини-проектов: рассказы
К
учащихся о профессиях на
буквы А-К
Представление мини- 1
Разминка. Представление
проектов на буквы Лмини-проектов: рассказы
Я
учащихся о профессиях на
буквы Л-Я
Профессия моих родителей ( 4 ч )
Кем работают мои
1
Защита мини-проектов
родители?
«Профессия моих
родителей»

Экскурсия в детский
сад. Встреча с
воспитателем
Бондаренко Татьяной
Сергеевной ( шофёр)
Виртуальная
экскурссия.
Виртуальная
экскурссия.
Виртуальная
экскурссия.
Презентация.
Встреча с родителем
Дьяченко Сергеем
Викторовичем ( шофёр)
Презентация.
Встреча с родителем
Глебовой Юлией
Николаевной (
бухгалтер)
Виртуальная
экскурссия.
Виртуальная
экскурссия.
Встреча с родителем
Лебедевой Юлией
Владимировной

22.04

30.

06.05

31.

13.05

32.

20.05

33.

27.05

34.

Кем работают мои
родители?

1

Защита мини-проектов
«Профессия моих
родителей»
Профессии в моей
1
Устные высказывания,
семье
рисование
Профессии в моей
1
Рисунки на тему «Профессия
семье
моих родителей»
Итоговые занятия ( 2 ч )
Викторина «Что мы
1
Разминка. Викторина «Что
узнали?»
мы узнали?»
Составление книжки
1
Обсуждение, анализ
–малышки «Все
профессии важны, все
профессии нужны!»

Выставка рисунков

Цифровые образовательные ресурсы:
1. Всероссийские открытые уроки -Проектория (proektoria.online)
2. Атлас новых профессий (atlas100.ru)
3. Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru)

Список обучающихся :
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Буйнич Виктория
Васильев Степан
Вырва Виктория
Глебова Мария
Крецул Кристина
Поляков Никита
Пукало Никита


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».