Функциональная грамотность 3 класс

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность: читательская грамотность»
«Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»
для обучающихся 3 класса
на 2023-2024 учебный год

Составитель программы:
Учитель начальных классов
Полякова Е.И.
х. Волоцкий
2023

Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса
обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных
письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в
части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 091672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
основной образовательной программы утвержденной приказом от ________ .
Программы курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение
смысловому чтению» для учащихся 1-4 классов НОО (автор: Антошин М. К., М.:
«Просвещение», 2020 г.),
Общая характеристика курса
Программа способствует расширению читательского пространства, реализации
дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого
ребенка, воспитанию ученика - вдумчивого читателя. Занятия помогут решать задачи
эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития учащихся, а также
проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и
творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Содержание курса данной программы направлено на формирование общеучебного навыка
чтения и умения работать с текстом; способствует общему развитию ребенка, его духовнонравственному и эстетическому воспитанию.
Актуальность программы
Программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю,
понимаю» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на
уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание
занятий поможет младшему школьнику больше общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий
(справочных, энциклопедических).
Содержание программы даёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного
читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и
литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной
читательской деятельности. В процессе общения с книгой развивается интерес к творчеству
писателей, формируется познавательный интерес и любовь к книге, расширять кругозор
детей, обогащать нравственно–эстетический опыт.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного,
интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания,

так как чтение для ребёнка это и труд, и творчество, и удовольствие, и новые открытия, и
самовоспитание.
Новизна программы.
Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых
технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь
учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать
грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий
значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Цель: Формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения
текстов различных видов, жанров и стилей, обеспечение дополнительной теоретической и
практической подготовки по основному учебному курсу «Литературное чтение».
Задачи:
Полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на
основе их активной учебной деятельности, через освоение таких этапов, как:
1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.
2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их
внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности
событий.
3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой
на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.
4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над
художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те
или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.
5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.
Место учебного курса в учебном плане.
Программа рассчитана на учащихся 3 классов, 1 час в неделю, 34часа в год
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Программа ориентирована на овладение учащимися технологией продуктивного
чтения, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут
читательские умения, в результате чего у них появится интерес и мотивация к чтению.
Этапы продуктивного чтения:
– подготовка детей к чтению (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения,
определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение
его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей
тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт);
– первичное чтение текста (чтение в классе или чтение-слушание в соответствии с
особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся,
выявление первичного восприятия,
фиксации первичных впечатлений. Выявление совпадений первоначальных предположений
учащихся с содержанием, эмоциональной
окраской прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное
чтение, анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение,
беседа по прочитанному, выделение ключевых
слов и др.);
– работа с текстом после чтения (концептуальная беседа по тексту, коллективное
обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с
авторской позицией,

выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Выполнение творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской
деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной
формы).
Раздел 1. Настоящий читатель (2 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая
книга. Обложка любимой книжки.
Раздел 2.Виды смыслового чтения. (4 часа)
Просмотровое чтение. Ознакомительное чтение. Изучающее чтение. Рефлексивное чтение.
Практическая работа с текстами.
Раздел 3. Технология продуктивного чтения (28 ч)
Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского
языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов.
Планируемые результаты освоения направления внеурочной деятельности на
уровне начального общего образования
Личностные результаты:
 эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
 умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;
 чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться
ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
 понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по
отношению к своим близким;
 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
 наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к
предпочтениям других людей;
 ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих
людей;
 этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
 Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений,
вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих
героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
 самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
 Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного
чтения и технология оценивания учебных успехов.
Познавательные УУД:
 извлекать информацию, представленную в разных формах
 (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);

 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты книг; технология продуктивного
чтения.
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
Предметные результаты:

















воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора,
иллюстрации, ключевым словам;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
делить текст на части, составлять простой план;
самостоятельно формулировать главную мысль текста;
находить в тексте материал для характеристики героя;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять рассказ-характеристику героя;
составлять устные и письменные описания;
по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что
представили;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к
художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым
признакам;
различать в прозаическом произведении героев, рассказчика автора;
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Тематическое планирование

№
п/
Тема
п
1 Раздел № 1
Настоящий
читатель (
2ч.)

Форма
проведения
занятия
Беседадискуссия

Часы
теор практ
ия
ика
1
0

ЭОР

http://school-collection.edu.ru
http://fcior.ru

2

3

4

5

6

7

Введение.
Кого можно
считать
настоящим
читателем?
Почему
Занятие-диспут
читающему
человеку
легко
общаться с
окружающи
ми? Какой я
читатель?
Моя
любимая
книга.
Работа с
Раздел № 2
книжным
Виды
текстом
смыслового
чтения (4ч)
Просмотров
ое чтение. Г.
Скребицкий
«Маленький
лесовод».
Ознакомите
Работа с
льное
книжным
чтение. М.
текстом
Пришвин
«Ёж
проснулся».
Изучающее
Работа с
чтение. М.
книжным
Пришвин
текстом
«Умные
птицы»
Рефлексивн
Работа с
ое чтение.
книжным
Э.Шим
текстом
«Как
распускаетс
я мак?»,
«Какой
будет
день?»
Чтение по ролям
Раздел №3
Технология
продуктивн
ого чтения.
(28ч)

0,5

0,5
http://viki.rdf.ru/

0

1
http://school-collection.edu.ru

0

1
http://nachalka.info/demo?did=100190
2&lid=1005521
http://nachalka.schoolclub.ru/about/193/

0

1
http://viki.rdf.ru/

0

1

0,5

0,5

http://school-collection.edu.ru

http://nachalka.school-club.ru/about/193/

Продуктивн
ое чтение:
глубокое
восприятие
и
понимание
текста. Б.
Заходер
«Чья
корзинка
тяжелей?»
8 Шаг
Литературная
первый.
игра
Чтение до
чтения.
Знакомство
с книгой до
чтения.
Название,
автор,
обложка,
иллюстраци
и.
Аннотация
книги
(краткое
содержание)
.
Путешествие по
9 Шаг
первый.
страницам книг
Чтение до
чтения.
Прогнозиро
вание и
предвосхищ
ение чтения.
Высказыван
ие своих
первоначаль
ных
предположе
ний. В.П.
«Старый
пень».
10 Шаг второй. Путешествие по
Чтение во
страницам книг
время
чтения.
незнакомые
слова и их
смысл.
Вопросы к

0

1

0

1

http://school-collection.edu.ru

http://viki.rdf.ru/

0

1

http://school-collection.edu.ru

11

12

13

14

автору
текста. По
С.Алексееву
«Всюду
известный»
Шаг второй.
Чтение во
время
чтения.
Формулиро
вание
простых
выводов
после
прочтения
текста.
Сопоставле
ние
иллюстрати
вного
материала с
текстовой
информацие
й. В. Л.
Дуров
«Наша
Жучка»
Анализ
прочитанно
го
произведени
я. Г.
Скребицкий
и В.
Чаплина
«Кто как
зимует».
Составление
плана
произведени
я. Анализ
прочитанно
го
произведени
я. Г.
Скребицкий
и В.
Чаплина
«Кто как
зимует».
Шаг второй.
Чтение во

Беседадискуссия с
элементами
инсценировки

0

1

http://nachalka.school-club.ru/about/193/

Беседадискуссия

0

1

http://school-collection.edu.ru

Занятиеинтервью

0

1

http://school-collection.edu.ru

Инсценирование

0

1
http://viki.rdf.ru/

время
чтения.
Диалог с
автором
текста.
Рассказ
«Мой
любимый
праздник».
15 Шаг второй.
Чтение во
время
чтения.
Объяснение
различных
ситуаций с
помощью
прочитанно
го текста.
Ю. И.
Ермолаев
«Проговори
лся»
16 Шаг второй.
Чтение во
время
чтения.
Читаем и
воображаем.
«Почему
нельзя
играть с
мячом возле
дороги?»
17 Шаг второй.
Чтение во
время
чтения.
Читаем и
чувствуем.
Читаем и
реагируем
на
прочитанно
у: грустим,
удивляемся,
радуемся –
испытываем
эмоции. В.
Драгунский
« Третье
место в

Инсценирование

0

1

http://nachalka.school-club.ru/about/193/

Иградраматизация

0

1

http://school-collection.edu.ru

Беседадискуссия с
элементами
инсценировки

0

1

http://nachalka.school-club.ru/about/193/

18

19

20

21

стиле
баттерфляй
»
Шаг второй.
Чтение во
время
чтения.
Эмоции и
чувства –
главное при
чтении
стихов. По
В.
Драгунском
у «Третье
место в
стиле
баттерфляй»
Шаг второй.
Чтение во
время
чтения.
Эмоции и
чувства –
главное при
чтении
стихов.
В.Голявкин
«Коньки
купили не
напрасно».
Шаг второй.
Чтение во
время
чтения.
Читаем,
мысленно
рисуем,
представляе
м. А.Л.
Барто «В
театре»
Шаг третий.
Чтение
после
чтения.
Умение
перечитать
нужное,
интересное,
помечтать,
сделать

Чтение по ролям

0

1
http://viki.rdf.ru/

Чтение по ролям

0

1

http://nachalka.school-club.ru/about/193/

Литературная го
стиная: конкурс
стихов

0

1

http://school-collection.edu.ru

Беседадискуссия

0

1

http://nachalka.school-club.ru/about/193/

22

23

24

25

26

27

выводы.
Практическ
ая работа с
рассказом
«Каждому
из нас
нужна пара
зорких
глаз».
Придумыва
ем
продолжени
е
произведени
я. Л.
Толстой
«Один
раз…»
Шаг третий.
Чтение
после
чтения.
Знакомство
с жизнью
автора, его
творчеством
, историей
создания
книги.
Л. Толстой.
Составление
кроссворда
к
прочитанно
й книге.
Практическ
ая работа с
текстом М.
Садовского
«Космическ
ая одежда».
Практическ
ая работа с
текстом
«Замечатель
ные дома».
Нахождение
нужной
информации
в различных
информацио
нных

Иградраматизация

0

1

https://yadi.sk/d/HZAT6ucOdwtQM

0

1

https://yadi.sk/d/HZAT6ucOdwtQM

Литературная
игра

0

1

Иградраматизация

0

1

Литературная
игра

0

1

Путешествие по
страницам книг

0

Виртуальная
экскурсия

http://viki.rdf.ru/

http://nachalka.school-club.ru/about/193/

http://viki.rdf.ru/

1

www.slovari.ru,www.gramota.ru,
www.academic.ru

28

29

30

31

32

33

34

источниках:
словарях,
справочника
х,
энциклопед
иях и т.д.
Нахождение
нужной
информации
в различных
информацио
нных
источниках:
словарях,
справочника
х,
энциклопед
иях и т.д.
Работа с
информации
ей.
Особенност
и чтения
текстов
математичес
ких задач.
Чтение
текстов из
учебника
русского
языка и
окружающе
го мира.
Сходство и
различие
текстов
разных
предметов.
Литературн
ая
викторина
«Вниматель
ный ли ты
читатель?»
Итоговое
занятие:
«Твоё
представлен
ие о
настоящем
читателе»
Обобщение

Путешествие по
страницам книг

0

1

www.slovari.ru,www.gramota.ru,
www.academic.ru

Библиотечный
урок

0

1

www.yauznayu.ru,www.poznaiko.ru, www.potomy.
ru

Интегрированно
е занятие

0

1

proekt@videouroki.net

Интегрированно
е занятие

0

1

proekt@videouroki.net

Викторина

0

1

proekt@videouroki.net

Занятие-диспут

0

1

http://school-collection.edu.ru

1

0

http://school-collection.edu.ru

Групповое

пройденног
о за год.

обсуждение

Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1

2

3

4
5
6

7

8

9

10

Тема
Раздел № 1 Настоящий
читатель ( 2ч.)
Введение. Кого можно считать
настоящим читателем?
Почему читающему человеку
легко общаться с окружающими?
Какой я читатель? Моя любимая
книга.
Раздел № 2 Виды смыслового
чтения (4ч)
Просмотровое чтение. Г.
Скребицкий «Маленький
лесовод».
Ознакомительное чтение. М.
Пришвин «Ёж проснулся».
Изучающее чтение. М. Пришвин
«Умные птицы»
Рефлексивное чтение. Э.Шим
«Как распускается мак?», «Какой
будет день?»
Раздел №3 Технология
продуктивного чтения. (28ч)
Продуктивное чтение: глубокое
восприятие и понимание текста.
Б. Заходер «Чья корзинка
тяжелей?»
Шаг первый. Чтение до чтения.
Знакомство с книгой до чтения.
Название, автор, обложка,
иллюстрации. Аннотация книги
(краткое содержание).
Шаг первый. Чтение до чтения.
Прогнозирование и
предвосхищение чтения.
Высказывание своих
первоначальных предположений.
В.П. «Старый пень».
Шаг второй. Чтение во время
чтения. незнакомые слова и их
смысл. Вопросы к автору текста.
По С.Алексееву «Всюду
известный»

Количест
во
часов
1

1

1

1
1
1

1

1

1

1

Дата
план

факт

Примечание

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Шаг второй. Чтение во время
чтения. Формулирование
простых выводов после
прочтения текста. Сопоставление
иллюстративного материала с
текстовой информацией. В. Л.
Дуров «Наша Жучка»
Анализ прочитанного
произведения. Г. Скребицкий и
В. Чаплина «Кто как зимует».
Составление плана
произведения. Анализ
прочитанного произведения. Г.
Скребицкий и В. Чаплина «Кто
как зимует».
Шаг второй. Чтение во время
чтения. Диалог с автором текста.
Рассказ «Мой любимый
праздник».
Шаг второй. Чтение во время
чтения. Объяснение различных
ситуаций с помощью
прочитанного текста. Ю. И.
Ермолаев «Проговорился»
Шаг второй. Чтение во время
чтения. Читаем и воображаем.
«Почему нельзя играть с мячом
возле дороги?»
Шаг второй. Чтение во время
чтения. Читаем и чувствуем.
Читаем и реагируем на
прочитанноу: грустим,
удивляемся, радуемся –
испытываем эмоции. В.
Драгунский « Третье место в
стиле баттерфляй »
Шаг второй. Чтение во время
чтения. Эмоции и чувства –
главное при чтении стихов. По В.
Драгунскому «Третье место в
стиле баттерфляй»
Шаг второй. Чтение во время
чтения. Эмоции и чувства –
главное при чтении стихов.
В.Голявкин «Коньки купили не
напрасно».
Шаг второй. Чтение во время
чтения. Читаем, мысленно
рисуем, представляем. А.Л.
Барто «В театре»
Шаг третий. Чтение после
чтения. Умение перечитать

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

22

23

24
25

26
27

28

29
30
31

32

33

34

нужное, интересное, помечтать,
сделать выводы. Практическая
работа с рассказом «Каждому из
нас нужна пара зорких глаз».
Придумываем продолжение
произведения. Л. Толстой «Один
раз…»
Шаг третий. Чтение после
чтения. Знакомство с жизнью
автора, его творчеством,
историей создания книги.
Л. Толстой.
Составление кроссворда к
прочитанной книге.
Практическая работа с текстом
М. Садовского «Космическая
одежда».
Практическая работа с текстом
«Замечательные дома».
Нахождение нужной
информации в различных
информационных источниках:
словарях, справочниках,
энциклопедиях и т.д.
Нахождение нужной
информации в различных
информационных источниках:
словарях, справочниках,
энциклопедиях и т.д.
Работа с информациией.
Особенности чтения текстов
математических задач.
Чтение текстов из учебника
русского языка и окружающего
мира. Сходство и различие
текстов разных предметов.
Литературная викторина
«Внимательный ли ты
читатель?»
Итоговое занятие: «Твоё
представление о настоящем
читателе»
Обобщение пройденного за год.
Итого

1

1

1
1

1
1

1

1
1
1

1

1

1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».