Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
для обучающихся 4 класса
на 2023-2024 учебный год
Составитель программы:
Учитель начальных классов
Бутенко Е.Н.
х. Волоцкий
2023
ВВЕДЕНИЕ
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой
и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной
грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и
осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – уровень знаний,
умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных
отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности
личности в конкретной культурной среде.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось оно в конце 60-х годов
прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до
середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывались с профессиональной
деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем
этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в
более широком смысле: включать компьютерную, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации
личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой
человеческой деятельностью.
Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не
сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять
полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию.
Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют
метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные,
регулятивные.
2
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов:
интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся
коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на
любом предметном содержании.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Анализ результатов
ВПР в 4 классе и результатов участия российских школьников в международных исследованиях
(PIRLS, TIMS) выявил основные недостатки в обучении младших школьников:
– недостаточно владеют смысловым чтением;
– не справляются с задачами на интерпретацию информации;
– затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;
– не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
Поэтому авторы программы предлагают начинать формирование навыков функциональной
грамотности именно в начальных классах.
3
Часть 1
ПРОГРАММА КУРСА
«Функциональная грамотность»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для
достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни
общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия
на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и
мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа
мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических
4
отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для
принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для
реализации в четвёртом классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой
грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно
изменить.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль
текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по
содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель,
баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение,
части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности
использования человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской
корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды,
5
распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель,
благотворительный фонд.
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи
на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение
различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со
скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение
пользоваться калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих
метапредметных результатов.
личностных,
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
6
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
Коммуникативные:
7
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
8
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении
которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
9
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
10
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема
Предмет
изучения
1
Старинная
женская
одежда
Содержан
ие научнопознавател
ьного
текста.
2
Старинные
женские
головные
уборы
3
Старинная
мужская
одежда и
Содержан
ие научнопознавател
ьного
текста.
Содержан
ие научно-
Формируемые умения
Блок «Читательская грамотность»
– Определять лексическое значение слова;
– озаглавливать текст;
– определять тему;
– определять главную мысль;
– составлять план в виде вопросов;
– с помощью текста определять название женской одежды;
– с помощью рисунка вписывать в текст название старинной
женской одежды;
– объяснять значение слова;
– приводить примеры современной женской одежды.
– Определять лексическое значение слова;
– составлять план, используя слова из текста;
– объяснять значения слов;
– определять по описанию названия головных уборов;
– приводить примеры современных головных уборов.
– Определять лексическое значение слова с помощью
словаря;
– отвечать на вопросы по тексту;
11
Кол-во
уроков
1
1
1
Дата про
ведения
головные
уборы
познавател
ьного
текста.
4
Жилище
крестьянско
й семьи на
Руси
Содержан
ие научнопознавател
ьного
текста.
5-6
Внутреннее
убранство и
предметы
обихода
русской
избы
Содержан
ие научнопознавател
ьного
текста.
– вписывать пропущенные слова в текст;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– оформлять план текста;
– определять с помощью описания название предмета.
– Определять лексическое значение слова с помощью
словаря;
– рассуждать и записывать своё мнение о различии между
предметами;
– отвечать на вопросы по тексту;
– рассуждать, давать определение слова;
– называть элементы оформления избы.
– Определять лексическое значение слова с помощью
словаря;
– письменно отвечать на вопросы;
– называть предметы печной утвари;
– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– рассуждать и записывать своё мнение о предложенном
выражении;
– соотносить описание предметов с их рисунками;
– описывать назначение предметов;
– составлять обобщающий план.
12
1
2
7
История
посуды на
Руси
Содержан
ие научнопознавател
ьного
текста.
8
Какие
деньги были
раньше в
России
Содержан
ие научнопознавател
ьного
текста.
9
Томат
Томат.
– Определять лексическое значение слова с помощью
словаря;
– соотносить рисунок и его название;
– работать с толковым словарём;
– рассуждать и записывать ответ на вопрос;
– записывать ответ на вопрос по его началу;
– определять части предмета, называть их;
– определять порядок предложений в тексте;
– дополнять текст по заданному условию.
– Определять лексическое значение слова с помощью
Википедии;
– называть опорные фразы, с помощью которых можно дать
ответ на вопрос;
– определять тему текста;
– составлять план текста;
– находить информацию в Интернете;
– записывать названия монет в порядке их возрастания;
– указывать названия современных денег.
Блок «Естественно-научная грамотность»
– Называть части растения;
– объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;
– определять горизонтальный и вертикальный срез;
– указывать количество гнёзд;
– объяснять, почему плоды у помидора – это ягода;
13
1
1
1
10
Болгарский
перец
Болгарски
й перец.
11
Картофель
Картофель
.
12
Баклажан.
Семейство
Баклажан.
– называть части плода помидора;
– объяснять, что такое пасынок у помидора;
– работать с таблицей.
– Объяснять, что такое паприка;
– называть части растения;
– рассказывать о строении плода перца;
– определять форму плода перца;
– рассказывать о строении семени перца;
– делать выводы на основе полученной информации.
– Называть части растения;
– объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов
томата;
– объяснять, какой вывод сделали и почему;
– объяснять, почему после нарезки картофеля на
разделочной доске остаются белые следы;
– объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля;
– объяснять, что такое крахмалистость;
– определять срок созревания картофеля;
– объяснять, почему нельзя использовать в пищу
позеленевший картофель;
– называть способы размножения картофеля.
– Называть представителей семейства Паслёновые;
– объяснять, что такое соланин;
– называть благоприятные условия для прорастания семян;
14
1
1
1
Паслёновые
– определять условия, необходимые для прорастания семени
баклажана;
– определять глубину посева семян;
– заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.
13
Лук
Лук.
14
Капуста
Капуста.
15
Горох
Горох.
16
Грибы
Грибы.
– Называть части лука;
– называть способы выращивания лука зимой на
подоконнике;
– называть этапы выращивания лука;
– наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу.
– Называть виды капусты;
– отвечать на вопросы по содержанию текста;
– называть части капусты;
– исследовать капусту в разрезе;
– рассказывать о размножении капусты;
– проводить опыты с цветной капустой.
– Рассказывать о строении гороха;
– рассказывать о строении семени гороха;
– объяснять, почему горох обладает взрывной силой;
– определять, что горох является холодостойким растением;
– проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать
результаты двух опытов.
– Называть части гриба;
– называть виды грибов;
15
1
1
1
1
17
Творческая
работа
18 - Потребител
ьская
19
корзина
20
Прожиточн
ый
минимум
По
выбору.
Состав
потребите
льской
корзины.
Назначени
е
прожиточн
ого
минимума.
– рассказывать о плесневых грибах;
– называть грибы-невидимки;
– проводить опыт по выращиванию плесени;
– называть грибы-паразиты.
Творческое занятие
– Выбрать тему для творческой работы;
– выполнять творческую работу;
– представлять классу творческую работу.
Блок «Финансовая грамотность»
– Объяснять на доступном для четвероклассника уровне,
что такое «потребительская корзина»;
– понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина
для трёх категорий населения;
– объяснять, почему различается стоимость
потребительской корзины в разных регионах нашей страны;
– объяснять, что входит в состав потребительской корзины
россиянина.
– Понимать значение и правильно использовать термины
«прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты
труда»;
– объяснять, на что влияет прожиточный минимум;
– объяснять, почему различается размер прожиточного
минимума в разных регионах нашей страны;
16
1
2
1
21
Инфляция
Инфляция.
22 - Распродажи,
23
скидки,
бонусы
Акции,
распродаж
а, скидки,
бонусы,
кешбэк.
Благотворит
ельность
Благотвор
ительность
.
24
– объяснять, почему различается размер прожиточного
минимума для разных категорий населения нашей страны.
– Понимать значение и правильно использовать термины
«прожиточный минимум», «инфляция»;
– анализировать данные, представленные в виде
гистограммы;
– называть уровни инфляции;
– понимать значение инфляции для экономики.
– Понимать значение и правильно использовать термины:
«распродажа», «скидка», «бонусная программа»,
«программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»;
– понимать, что все акции, проводимые торговыми точками,
предназначены для увеличения доходов магазинов и
привлечения покупателя;
– понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше
мы платим за товар;
– формировать навыки грамотного покупателя.
– Понимать значение и правильно использовать термины
«благотворительность», «благотворительный фонд»;
– называть группы населения, которые могут нуждаться в
благотворительной помощи;
– объяснять необходимость оказания благотворительной
помощи тем, кто в ней нуждается.
17
1
2
1
25
Страховани
е
26
В бассейне
2728
Делаем
29
Праздничны
й торт
ремонт
Виды
– Понимать значение и правильно использовать термины
страховани «страхование», «страховка», «полис»;
– называть виды страхования;
я.
– называть различные страховые риски.
Блок «Математическая грамотность»
Расписани – Анализировать расписание занятий с целью определения
свой занятости;
е занятий,
– решать задачи на определение стоимости покупки;
выгодная
– определять, какая из двух покупок является более
покупка.
выгодной;
– решать задачи на определение скорости плавания;
– решать логические задачи.
Смета
– Понимать, что такое «смета»;
– решать задачи на расчёт количества необходимого
ремонта,
материала для ремонта кухни;
расчёт
– решать задачи на расчёт стоимости необходимого
стоимости
материала для ремонта кухни;
строительн – читать простые чертежи и наносить на них известные
ых
размеры.
материало
в.
Рецепт
– Работать с таблицами;
– подсчитывать стоимость продуктов для торта;
торта,
18
1
1
2
1
30
3132
33
задачи на
тройку
величин
«цена,
количеств
о,
стоимость
».
Обустраивае Расходы
м участок
на
обустройст
во участка,
площадь и
периметр
Поход в
Расходы
на поход в
кино
кино.
Отправляем
Расходы
– определять, какие продукты выгоднее купить для того,
чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление торта;
– сравнивать цену различных товаров, выполняя
необходимые преобразования;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
– Читать простой чертеж и определять его масштаб;
– находить площадь и периметр участка и построек на нём;
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
1
– Находить заданные временные промежутки с помощью
календаря;
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
– Находить заданные временные промежутки с помощью
2
19
1
ся в
на
путешествие путешеств
ие.
34
Составляем
словарик по
финансовой
грамотности
Понятия
по
финансово
й
грамотнос
ти,
изученные
в 1-4
классах.
календаря;
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
Творческая работа
– Понимать значение и правильно использовать финансовые
термины;
– иллюстрировать изученные понятия;
– составлять математические задачи с изученными
финансовыми терминами;
– работать самостоятельно и в парах;
– планировать и корректировать свои действия в
соответствии с поставленной учебной задачей.
20
1
Список обучающихся :
1.Буйнич Виктория
2. Васильев Степан
3.Вырва Виктория
4. Крецул Кристина
21
Серия «Учение с увлечением»
Авторы-составители
Буряк Мария Викторовна, Шейкина Светлана Анатольевна
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
4 КЛАСС
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ответственная за выпуск М.С. Умнова
Корректор Н.М. Рыжкова
Компьютерная верстка Ж.В. Быстровой
Дизайн обложки Н.А. Поляковой
Сайт издательства «ПЛАНЕТА»
http://www. planeta-kniga.ru
Оптовую реализацию пособий издательства «Планета»
осуществляет Межрегиональный центр «ГЛОБУС»:
г. Москва, ул. Угличская, 12, корп. 1
тел.: 8(495) 988-72-83 (многоканальный)
http://www. globus-kniga.ru
e-mail: globus@globus-kniga.ru
Более подробная информация о приобретении книг на официальном сайте
издательства: http://www. planeta-kniga.ru (раздел «Где купить»)
Регистрационный номер декларации о соответствии:
ЕАЭС N RU Д-RU.ГА05.В.01902/19
Подписано в печать 15.01.22. Формат 60х84/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс».
Усл. печ. л. 5,12. Заказ
22