Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Лапта»
для обучающихся 5 класса
на 2023-2024 учебный год
Составитель программы:
Учитель физической культуры
Череватенко В.А.
х. Волоцкий
2023
Планируемые предметные результаты освоения учащимися программы внеурочной
деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у
обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные
универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по
оздоровительному направлению является формирование следующих умений:
спортивно-
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей в игровой деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в
достижении поставленных целей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению является формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с
музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и
других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых
заданий;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и
других людей;
проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов
упражнений, игровых ситуаций;
организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным
сопровождением;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений,
заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве ;
договариваться и приходить к общему решению в работе по группам,
микрогруппам, парам;
контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении
диагностики;
задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в
составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения,
которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по
причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные
мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет
сознательное отношение учащихся к собственному здоровью.
Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных
занятий, основных видов учебной деятельности.
Программа внеурочной деятельности
для 5-х классов по спортивнооздоровительному направлению (русская лапта) может рассматриваться как одна из
ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательнообразовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации
обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения
физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия
и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья
школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
(русская лапта) носит образовательно-воспитательный характер и направлена на
осуществление следующих целей:
-формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки,
такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
-приобретение физкультурных знаний, необходимых для организованных и самостоятельных
занятий при игре в «Русскую лапту», освоение правил, знаний, умений и навыков,
необходимых для обеспечения безопасности во время самостоятельных игр
-формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности:
принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою
деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и
сверстниками в учебном процессе.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом)
питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и
отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака,
алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных
компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального
состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе
связанным с особенностями роста и развития;
пропаганда здорового образа жизни;
Формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование различных физических
качеств:
а)повышение
уровня
выносливости
(беговые
упражнения),
б) укрепление основной группы мышц, увеличивая подвижность в суставах, улучшая
координацию движений .
Обучение:
- основам базовых видов двигательных действий;
- дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;
- совершенствование коммуникативных навыков и опыта сотрудничества в группе;
- развитие способности делать выбор, принимать решения, отвечать за результат
собственных действий
Формы освоения развития личности
групповые формы занятий – теоретические, практические, комбинированные.
Практическая форма используется чаще и включает:обучение, ОФП и игры;
занятия оздоровительной направленности;
спортивная игра;
эстафеты, домашние задания.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
Эффективность реализации программы:
информационно-познавательные (беседы, показ);
творческие (развивающие игры);
методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование).
Организационно-методические рекомендации
Занятия проводятся 1 раз неделю по 1 часу.
В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению (русская лапта) учащиеся 5-х классов должны знать:
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
и должны уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
заботиться о своём здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и
улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию
культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе,
отношение к другим людям. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает
все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как:
товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость,
дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному,
стремление быть сильным и ловким.
№
Тема
п/п
всего
1История возникновения и
1-3
Количество часов
развития игры «Лапта». Меры
безопасности при игре.
теория
1
практика
1
4Психологическая подготовка
4-8
5
1
4
7
1
6
5
1
4
игрока в лапту. Правила игры.
Подготовка состава команд.
Разминка. Изучение правил игры.
9Особенности правил игры в лапту.
9-15
Особенности удара битой. Броски
мяча. Ловля передачи мяча.
1Педагогический и врачебный
16-20
контроль. Самоконтроль
состояние здоровья
обучающегося. Понятие о
здоровом образе жизни.
2Особенности передвижения во
21-30
10
время игры в лапту.
3Подготовка и проведение
31-34
10
4
1
3
квалифицированных соревнований
по лапте.
3Зачетное занятие «Русская лапта»
2
2
35-36
Итого
34
5
29
Техника безопасности на занятиях. Приемы страховки и самостраховки. ОРУ. Спец. беговые
упр.
Требования к спортивной одежде и обуви. Стойка игрока. Упражнения с малыми мячами.
Подвижные игры.
Развитие игры «Русская лапта» в России. Разучивание техники перемещений. Стойка игрока.
Эстафеты с мячами. Российские соревнования по русской лапте. Передачи мяча. Техника
перемещений. Подвижные игры. Передачи и ловля мяча. Техника перемещений. Эстафеты с
бегом. Закрепление передачи и ловли мяча. Круговая лапта. Совершенствование передачи и
ловли мяча. Разновидности бега. Перемещения. Учебная игра. Режим и питание спортсмена.
Техника осаливания. Передача и ловля мяча. Развитие ловкости. Учебная игра. Оказание
первой помощи. Верхний прямой удар. Закрепление техники осаливания. Передача и ловля
мяча. Подвижные игры. Совершенствование техники осаливания. Техника перемещений.
Пионербол. Совершенствование перебежек в лапте. Передача и ловля мяча в двойках.
Эстафеты с мячами. Техника перемещений. Учебная игра. Групповые действия в лапте.
Техника ловли низко летящего мяча. Учебная игра. Передача и ловля мяча в тройках.
Техника перемещений. Развитие координационных способностей. Подвижные игры.
Передача и ловля мяча в двойках, тройках, четверках. Учебная игра. Передача и ловля мяча в
движении. Техника перемещений. Игра «База». Удар сбоку. Метание в цель. Метание мяча
на дальность. Учебная игра. Совершенствование техники осаливания и переосаливания.
Метание в цель. Развитие скоростных
качеств. Учебная игра. Передача и ловля мяча в движении. Метание мяча на дальность.
Развитие выносливости. Учебная игра. Обучение финтам в лапте. Передача и ловля мяча в
движении. Подвижные игры и эстафеты. Подача мяча. Круговая лапта. Учебная игра.
Закрепление техники подачи мяча в лапте. Развитие координационных способностей. Игра
«Метко в цель.» Упражнения с набивными мячами на развитие силовых качеств. Передача и
ловля мяча в четверках. Учебная игра.
Совершенствование техники осаливания и переосаливания. Развитие силовых качеств в
круговой тренировке.
Совершенствование техники осаливания и переосаливания. Развитие скоростно –силовых
качеств. Подвижные игры.
Техника ловли низко летящего мяча. Совершенствование техники ударов сверху и сбоку.
Развитие ловкости. Учебная игра. Удар снизу. Индивидуальные действия в лапте. Учебная
игра. Обучение групповым действиям в лапте Учебная игра.
Развитие двигательных качеств в ОФП. Учебная игра. Передача и ловля мяча. Учебная игра.
Эстафеты на развитие двигательных качеств. Учебная игра. Командные действия в защите.
Тактические действий в игре. Учебная игра. Учебная игра. Учебная игра.