РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Родная литература (русская)»
для обучающихся 10 - 11 классов
х. Волоцкий 2023
I.Пояснительная записка.
1.1. Нормативная база и УМК.
Рабочая программа по предмету «Родная
разработана на основе
литература (родная)
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, утверждённого приказом Министерством образования и
науки Российской Федерации № 413 от 16.10.2009 г.
-Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28.06. 2016 г. № 2/16-з)
-Примерной программы по предмету «Литература» под редакцией В.
П. Журавлева, Ю. В. Лебедева, 2019 г., базовый уровень
-Программы курса «Литература». 10–11 классы. Базовый уровень / авт.сост. С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. — М.: ООО «Русское слово — учебник»,
2018. — 48 с. — (ФГОС. Инновационная школа).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения родной
литературы (русской), которые определены стандартом.
Родная (русская) литература, как и словесное творчество других
народов и этносов, является гуманитарным учебным предметом в российской
школе, который содействует формированию разносторонне развитой
личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к нравственным
ценностям, изучение литературно-культурных достижений народа –
необходимое условие становления человека, эмоционально богатого,
интеллектуально развитого, креативно мыслящего и конкурентоспособного.
Знакомство с произведениями словесного искусства народов нашей
страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии
художественной культуры, духовного и нравственного потенциала
многонациональной России.
Изучая художественную картину жизни, изображенную в
литературном произведении, учащиеся осваивают философию, историю и
культурологические ценности народов России.
Рабочая программа родной (русской) литературы в 10-11 классах
выполняет две основные функции: информационно-методическую и
организационно-планирующую.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам
образовательного процесса получить представление о целях, содержании,
общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами
данного учебного предмета.
В соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта среднего образования и согласно учебному
плану предмет «Родная литература (русская)» изучается с 10 по 11 класс в
объеме 72 часов, в том числе:
в 10 классе — 36 часов,
в 11 классе — 36 часов.
1.2. Цель и задачи учебной дисциплины.
Цель данной программы: воспитание и развитие личности, способной
понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской
литературы,
обладающей
гуманистическим
мировоззрением,
общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием,
чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному
народу России; осознание исторической преемственности поколений,
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и
ответственности за сохранение русской культуры.
Задачи программы:
приобщение к литературному наследию русского народа в
контексте единого исторического и культурного пространства России,
диалога культур всех народов Российской Федерации;
осознание роли родной русской литературы в передаче от
поколения к поколению историко-культурных, нравственных,
эстетических ценностей;
выявление взаимосвязи родной русской литературы с
отечественной историей, формирование представлений о многообразии
национально-специфичных
форм
художественного
отражения
материальной и духовной культуры русского народа в русской
литературе;
получение знаний о родной русской литературе как о
развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой
других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
выявление культурных и нравственных смыслов,
заложенных в родной русской литературе; создание устных и
письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу
прочитанного;
формирование опыта общения с произведениями родной
русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
накопление опыта планирования собственного досугового
чтения, определения и обоснования собственных читательских
предпочтений произведений родной русской литературы;
формирование потребности в систематическом чтении
произведений родной русской литературы как средстве познания мира
и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
развитие умений работы с источниками информации,
осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации
из различных источников, включая Интернет, и др.
1.3. Количество часов на изучение дисциплины.
Данная учебная дисциплина осваивается в размере 1 часа в неделю.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» в 10-11 классах
предполагается в объеме 72 часов: в 10 классе — 36 часов, в 11 классе — 36
часов.
1.4. Основные разделы дисциплины.
Программа по родной литературе (русской) в 10 классе предполагает
изучение следующих разделов:
- Влияние творчества А.С. Пушкина на русскую литературу ХIХ века.
- Влияние творчества А. С. Пушкина на литературу ХХ века.
-Особенности творческого метода писателей русской литературы
первой половины XX века.
-Тема любви в русской литературе XIX–XX вв.
Программа по родной литературе (русской) в 11 классе предполагает
изучение следующих разделов:
-Смысловое чтение.
-Речевая деятельность.
-Культура речи.
-Стили речи.
-Текст.
1.5. Периодичность и формы текущего контроля и промежуточной
аттестации.
Текущий контроль по предмету «Родная литература (русская)»
осуществляется за счет проведения тестовых заданий, устных и письменных
опросов, а также за счет подготовки и защиты проектов, проведения
семинаров, конференций, аудирования, комплексного анализа текста,
написания рецензии, эссе.
Обязательная форма итогового контроля предусмотрена в 11 классе
(написание эссе).
II.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная
литература (русская)».
2.1. Личностные результаты освоения основной образовательной
программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому
и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей,
умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
2.2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы представлены тремя группами универсальных учебных действий
(УУД).
1.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии,
по которым можно определить, что цель достигнута;
–
оценивать возможные последствия достижения поставленной
цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
–
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение
поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
–
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том
числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
–
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
–
использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
–
находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
–
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
–
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
–
менять и удерживать разные позиции в познавательной
деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и
со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
–
при осуществлении групповой работы быть как руководителем,
так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
–
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
–
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
2.3. Предметные результаты.
Выпускник научится:
– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской),
приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или
проблемы;
– понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения
родной литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать
потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
– осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни;
– обеспечению культурной самоидентификации, осознанию
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на
основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа;
– навыкам понимания литературных художественных произведений,
отражающих разные этнокультурные традиции;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой
читательский опыт, а именно:
обосновывать выбор художественного произведения для
анализа,
приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его
проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
использовать для раскрытия тезисов своего высказывания
указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и
требующие анализа;
давать объективное изложение текста: характеризуя
произведение,
выделять две (или более) основные темы или идеи произведения,
показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние,
в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать
особенности развития и связей элементов художественного мира
произведения: места и времени действия, способы изображения
действия и его развития, способы введения персонажей и средства
раскрытия и/или развития их характеров;
определять контекстуальное значение слов и фраз,
используемых в художественном произведении (включая переносные и
коннотативные
значения),
оценивать
их
художественную
выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;
анализировать
авторский
выбор
определенных
композиционных решений в произведении, раскрывая, как
взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста
способствует формированию его общей структуры и обусловливает
эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного
зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или
трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения
автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в
тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира,
сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на
уроке произведении или создавать небольшие рецензии на
самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное
восприятие художественного мира произведения, понимание
принадлежности произведения к литературному направлению
(течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
выполнять
проектные работы в сфере литературы
и
искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации
литературных произведений.
Выпускник получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в
том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной
библиотеки, исторических документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании
воплощения в нем объективных законов литературного развития и
субъективных черт авторской индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи
литературы с другими областями гуманитарного знания (философией,
историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического
или лирического произведения (например, кинофильм или театральную
постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к
произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
III.Содержание учебного предмета.
10 класс
1 модуль «Влияние творчества А.С. Пушкина на русскую литературу
ХIХ века»:
Роль А.С. Пушкина в русской литературе.
Вариации Ф.И. Тютчева и А.А. Фета на тему пушкинского «Я помню
чудное мгновенье...».
«Онегинский» сюжет в повести И.С. Тургенева «Два приятеля».
«Пиковая дама» А.С. Пушкина и «Маленький герой» Ф.М.
Достоевского: заимствование детали.
Мотивы «Пиковой дамы» А.С. Пушкина в романе Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание».
Литературное эхо стихотворения А.С. Пушкина «Жил на свете рыцарь
бедный» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».
Литературное эхо стихотворения А.С. Пушкина «Жил на свете рыцарь
бедный...» в лирике XIX века.
2 модуль «Влияние творчества А. С. Пушкина на литературу ХХ века»:
Литературное эхо стихотворения А.С. Пушкина «Жил на свете рыцарь
бедный...» в лирике ХХ века.
«Пророк»
А.С.
Пушкина
и
«Пророки»
Н.С.
Гумилева:
сопоставительный анализ.
Пушкинские реминисценции в рассказе А.П. Чехова «Скрипка
Ротшильда».
Пушкинские акценты в рассказе А. Грина «Крысолов».
Рассказ М. Осоргина «Человек, похожий на Пушкина».
Попытка мистического продолжения жизни А.С. Пушкина в рассказе
С. Черного «Пушкин в Париже».
Модернистская фантазия Георгия Иванова «Чекист-пушкинист».
Пушкинские строки в «Записках на манжетах» М.А. Булгакова.
«Ахматовский Пушкин» как один из персонажей поэтического мира
Анны Ахматовой.
Анна Ахматова как своеобразный пушкинист.
Образ А.С. Пушкина в лирике Марины Цветаевой.
Авторская версия: эссе Марины Цветаевой «Мой Пушкин».
Авторская версия: стихотворение А. Дементьева «А мне приснился
сон». Творческая работа.
Эпиграфы из Пушкина в лирике А. Тарковского.
«Мой Пушкин» как формула ХХ века. Работа над проектом «Мой
Пушкин».
Защита проекта «Мой Пушкин».
3 модуль «Особенности творческого метода писателей русской
литературы первой половины XX века»:
Образ вочеловечившегося сатаны в романе Л. Андреева «Дневник
Сатаны».
Многоголосие как принцип построения повести М. Горького «Фома
Гордеев».
4 модуль «Тема любви в русской литературе XIX–XX вв.»:
Формулы любви в сборнике И. Бунина «Темные аллеи».
История любовная в жизни героя романа И.С. Шмелева «История
любовная».
«Король, дама, валет» В. Набокова: «геометрия текста».
Роман Г. Газданова «Эвелина и ее друзья» как роман о любви и дружбе.
Поэтика заглавия. Рассказ В. Распутина «Рудольфио».
Семинар.
Столкновение мечты и реальности в рассказе Т. Толстой "Свидание с
птицей».
Интертекст в рассказе Т. Толстой «Соня».
Поэтика повести Л. Улицкой «Сонечка».
Библейские отсылки в рассказе О. Павлова «Конец века».
Эссе.
11 класс
1 модуль «Смысловое чтение»:
М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва».
М. Зощенко «Обезьяний язык»; Э. Асадов «О скверном и святом»; Д.С.
Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (фрагменты).
А. Костюнин «Совёнок» из сборника «Ковчег души». Чтение рассказа
(с использованием стратегий смыслового чтения).
М. Гелприн «Свеча горела». Чтение рассказа (с использованием
стратегий смыслового чтения).
Аудирование с полным пониманием аудиотекста и с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации (на
материале рассказов П. Столповского «Заповедный путник» и «Замор»).
2 модуль «Речевая деятельность»:
Основные виды речевого общения (устное и письменное,
диалогическое и монологическое). Роль диалога в создании портретной
характеристики героев в художественном произведении (на материале
диалогов в романе Т. Толстой «Кысь».
Обсуждение как вид речевой деятельности. В. Голявкин «Я жду вас
всегда с интересом».
Беседа как вид речевой деятельности. В.Солоухин «Кувшинка». П.С.
Романов «У парома». Дискуссия по рассказу.
В. Распутин «Женский разговор». Типы речи в рассказе Их роль в
произведении. Лексические особенности в рассказе.
3 модуль «Культура речи»:
М. Кронгауз о культуре нашей речи в книге «Русский язык на грани
нервного срыва» (фрагменты). М.Зощенко «Честный гражданин».
Д.С. Лихачев о культуре речи в «Письмах о добром и прекрасном»:
«Как говорить» (письмо 19), «Как выступать» (письмо 20), «Как писать»
(письмо 21). Н. Галь «Слово живое и мертвое» (фрагменты). Н. Галь о
лексических и стилистических нормах в нашей речи.
Б. Екимов «И в дождь, и в стужу…».
Л. Петрушевская – представитель постмодернизма. Черты
постмодернизма в рассказе «Гигиена». Проявление интертекстуальности в
рассказе.
Проблема осознания обществом важности сохранения своего родного
языка для сохранения нации в книге К. Паустовского «Золотая роза»
(главы).
Конференция «Гуманистические ценности, утверждаемые лучшими
произведениями отечественной литературы» (на основе изученных текстов
на уроках и прочитанных самостоятельно).
Чеховские «футлярные» герои в творчестве писателя спустя столетие.
Самоизоляция героев от общества как особенность русского национального
характера.
К. И. Чуковский «Живой как жизнь». А. Кнышев «О великий и могучий
новый русский язык!».
4 модуль «Стили речи»:
Стили речи (разговорный, публицистический, художественный) в
ситуации речевого общения. С.Алексиевич «Чернобыльская молитва». Жанр
и стилистические особенности книги. Анализ главы «Одинокий
человеческий голос».
Художественная публицистика В. Солоухина. Повесть «Черные доски»
(выборочные главы).
В. Дёгтев. Рассказ «Выбор».
Рассказ А. Костюнина «Рукавичка».
Комплексный анализ рассказа В. Набокова «Гроза».
Речевые ситуации в рассказе Б. Екимова «Говори, мама, говори…».
Изображение взаимоотношений поколений в рассказе Б. Екимова «Говори,
мама, говори…».
В. Шукшин «Чудик» (отрывок «Телеграмма жене»).
Стилистические особенности рассказа В. Шукшина «Критики».
Проблема «отцов» и «детей» в рассказе В. Шукшина «Критики».
5 модуль «Текст»:
Текст и речь. Основные признаки текста (на материале стихотворения в
прозе И.С. Тургенева «Милостыня»).
Чтение и анализ рассказа В. Шаламова «Одиночный замер».
Способы и средства связи предложений в тексте в зависимости от цели
высказывания (на материале рассказа В. Шукшина «Залетный»).
Понимание содержания устного и письменного высказывания,
основной и дополнительной, явной и скрытой информации (на материале
стихотворения М. Цветаевой «Тоска по родине! Давно…»).
Чтение, анализ рассказа А. Толстого «Русский характер». Написание
аннотации к рассказу А. Толстого «Русский характер».
Устное высказывание (сообщение) учащихся «Мое прочтение рассказа
В. Ерофеева «Галоши». Нравственные проблемы в рассказе.
Комплексный анализ текста (на основе рассказа Ф. Искандера
«Гигант»).
Рецензия как жанр учебно-научного общения. Чтение и анализ рассказа
Н. Куратовой «Горсть солнца». Написание рецензии на рассказ «Горсть
солнца».
Конференция «Художественная модель мира» (на материале
произведений отечественной литературы XIX – начала XXI в., прочитанных
самостоятельно или изученных на уроках в рамках курса).
Написание итогового эссе.
IV.Тематическое планирование.
Предмет: родная литература (русская)
Класс: 10
Уровень изучения предмета: углубленный
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 36
Ном
ер
мод
уля
1.
Назван Номер
ие
темы
модуля,
кол-во
часов
Влияние 1.
творчест
ва А.С.
Пушкин
а на
русскую
литерату
ру ХIХ
века.
(7 часов)
Название
темы
Модуль рабочей
программы
воспитания
«Школьный урок»
ЦОР
Роль А.С. Пушкина
в русской
литературе.
Создание ценностных
отношений к своему
отечеству,
своей
Родине как месту, в
котором человек вырос
и
познал
первые
радости и неудачи,
которая завещана ему
предками и которую
нужно оберегать.
МЭШ. Сценарий на
тему
«Русская
литература
XIX
века»
https://uchebnik.mos.r
u/composer3/lesson/4
71960/view
МЭШ. Видео
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/9758782?m
enuReferrer=catalogu
e
Мособртв. Выпуск,
посвященный дню
рождения поэта:
https://mosobr.shkola
moskva.ru/release/509
8
1 сентбря – День
знаний.
Международный день
грамотности.
2.
Вариации Ф.И.
Тютчева и А.А.
Фета на тему
пушкинского «Я
помню чудное
мгновенье...».
Установление
доверительных
отношений
между
учителем
и
его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб
учителя через живой
диалог, привлечение их
внимания
к
обсуждаемой на уроке
информации.
8
сентября
Международный
распространения
грамотности.
3.
4.
«Онегинский»
сюжет в повести
И.С. Тургенева
«Два приятеля».
«Пиковая дама»
МЭШ. Цдз:
https://uchebnik.mos.r
u/exam/specification/2
24498/info
МЭШ. Приложение:
https://uchebnik.mos.r
u/app_player/285444
–
день
Формирование
ценностных отношений
к
знаниям
как
интеллектуальному
ресурсу,
обеспечивающему
будущее человека.
МЭШ. Приложение:
https://uchebnik.mos.r
u/app_player/285487
РЭШ. Сценарий
урока:
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/2307/start/
Урок
в
Москве
«Московскими
переулками
в
Пушкинский
круг.
Путешествие в XIX
век».
Урок в Москве «Эпоха
в романе «Евгений
Онегин».
Проект «Больше, чем
урок».
Видеолекция
«Роль эпиграфов в
романе
«Евгений
Онегин»:
https://mosmetod.ru/meto
dicheskoeprostranstvo/srednyaya-istarshaya-shkola/russkijyazyk/videokonferentsiivebinary-seminary-imaster-klassy/2-06videolektsia-politerature.html
Формирование
МЭШ. Приложение:
А.С. Пушкина и
«Маленький герой»
Ф.М. Достоевского:
заимствование
детали.
ценностных отношений
к
культуре
как
духовному богатству
общества
и
творческому
самовыражению.
https://uchebnik.mos.r
u/app_player/164406
МЭШ. Цдз:
https://uchebnik.mos.r
u/exam/specification/2
61994/info
Урок
в
Москве
«Московскими
переулками
в
Пушкинский
круг.
Путешествие в XIX
век»
5.
Мотивы «Пиковой
дамы» А.С.
Пушкина в романе
Ф.М. Достоевского
«Преступление и
наказание».
Урок
в
Москве
«Тройка, семёрка, туз.
Раскрываем
тайны
повести А.С. Пушкина
«Пиковая дама»»
Включение в урок
игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать мотивацию
обучающихся
к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во время
урока.
5
октября
Международный
учителя.
МЭШ. Тест:
https://uchebnik.mos.r
u/exam/specification/2
25304/info
МЭШ. Видео:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/9090538?m
enuReferrer=catalogu
e
–
день
Урок
в
Москве
«Московскими
переулками
в
Пушкинский
круг.
Путешествие в XIX
век»
6.
Литературное эхо
Урок
в
Москве
«Тройка, семёрка, туз.
Раскрываем
тайны
повести А.С. Пушкина
«Пиковая дама»»
Создание
МЭШ. Аудио:
стихотворения А.С.
Пушкина «Жил на
свете рыцарь
бедный» в романе
Ф.М. Достоевского
«Идиот».
благоприятных условий
для
опыта
самостоятельного
приобретения
новых
знаний,
проведения
научных исследований,
опыт
проектной
деятельности.
Урок
в
Москве
«Московскими
переулками
в
Пушкинский
круг.
Путешествие в XIX
век».
7.
Литературное эхо
стихотворения А.С.
Пушкина «Жил на
свете рыцарь
бедный...» в лирике
XIX века.
Создание
благоприятных условий
для
опыта
самостоятельного
приобретения
новых
знаний,
проведения
научных исследований,
опыт
проектной
деятельности.
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/3827288?m
enuReferrer=catalogu
e
МЭШ. Видеоурок:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/8641249?m
enuReferrer=catalogu
e
МЭШ. Тест:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/test_s
pecifications/255564?
menuReferrer=catalog
ue
МЭШ. Тестовое
задание:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/7537956?m
enuReferrer=catalogu
e
Урок в Москве
«Московскими
переулками в
Пушкинский круг.
Путешествие в XIX
век»
2.
Влияние 8.
творчест
ва
А. С.
Пушкин
а на
литерату
ру ХХ
века.
(16
часов)
Литературное эхо
стихотворения А.С.
Пушкина «Жил на
свете рыцарь
бедный...» в лирике
ХХ века.
Международный день
школьный библиотек
(четвертый
понедельник октября).
Установление
доверительных
отношений
между
учителем
и
его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб
учителя через живой
диалог, привлечение их
внимания
к
обсуждаемой на уроке
информации.
МЭШ. Тест:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/test_s
pecifications/224560?
menuReferrer=catalog
ue
9.
10.
«Пророк» А.С.
Пушкина и
«Пророки» Н.С.
Гумилева:
сопоставительный
анализ.
Пушкинские
реминисценции в
рассказе А.П.
Чехова «Скрипка
Ротшильда».
4 ноября – День
народного единства.
Создание ценностных
отношений к своему
отечеству,
своей
Родине как месту, в
котором человек вырос
и
познал
первые
радости и неудачи,
которая завещана ему
предками и которую
нужно оберегать.
10 ноября – Всемирный
день науки.
Инициирование
обсуждения
информации,
высказывания
обучающимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения.
Урок в московском
музее «Берегите в себе
человека. Жизнь и
творчество
А.П.
Чехова».
11.
12.
Пушкинские
акценты в рассказе
А. Грина
«Крысолов».
Рассказ М.
Осоргина
16
ноября
–
Международный день
толерантности.
Установление
доверительных
отношений
между
учителем
и
его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб
учителя через живой
диалог, привлечение их
внимания
к
обсуждаемой на уроке
информации.
МЭШ. Цдз:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/7540245?m
enuReferrer=catalogu
e
МЭШ. Сценарий
урока:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/lesso
n_templates/22271?m
enuReferrer=catalogu
e
МЭШ. Цдз:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/test_s
pecifications/224641?
menuReferrer=catalog
ue
МЭШ. Сценарий
урока:
https://uchebnik.mos.r
u/composer3/lesson/5
7622/view
МЭШ. Видео:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/8990418?m
enuReferrer=catalogu
e
День матери в России.
Формирование
МЭШ. Приложение:
ценностных отношений https://uchebnik.mos.r
«Человек, похожий
на Пушкина».
13.
14.
15.
Попытка
мистического
продолжения
жизни А.С.
Пушкина в
рассказе С.
Черного «Пушкин
в Париже».
Модернистская
фантазия Георгия
Иванова «Чекистпушкинист».
Пушкинские
строки в «Записках
на манжетах» М.А.
Булгакова.
к
культуре
как
духовному богатству
общества
и
творческому
самовыражению.
03 декабря - День
добровольца
(волонтера)
Применение на уроке
интерактивных
форм
работы обучающихся:
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся;
групповой работы или
работы
в
парах,
которые
учат
обучающихся
командной работе и
взаимодействию друг с
другом.
12 декабря - День
Конституции
Российской Федерации.
Включение в урок
игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать мотивацию
обучающихся
к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во время
урока.
Единый урок «Права
человека».
Формирование
ценностных отношений
к
культуре
как
духовному богатству
общества
и
творческому
u/material/app/247780
?menuReferrer=catalo
gue
МЭШ. Тест:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/test_s
pecifications/114575?
menuReferrer=catalog
ue
МЭШ. Тест:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/test_s
pecifications/225397?
menuReferrer=catalog
ue
МЭШ. Видео:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/2447150?m
enuReferrer=catalogu
e
МЭШ. Тест:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/test_s
pecifications/229283?
menuReferrer=catalog
ue
МЭШ. Приложение:
https://uchebnik.mos.r
u/material/app/250529
?menuReferrer=catalo
gue
МЭШ. Тест:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/test_s
pecifications/225511?
menuReferrer=catalog
ue
16.
17.
18.
«Ахматовский
Пушкин» как один
из персонажей
поэтического мира
Анны Ахматовой.
самовыражению.
Урок в Москве «Образ
булгаковской Москвы
30-х годов».
Формирование
ценностных отношений
к
знаниям
как
интеллектуальному
ресурсу,
обеспечивающему
будущее человека.
27.01.1944
–
День
снятия
блокады
Ленинграда.
Анна Ахматова как Инициирование
своеобразный
обсуждения
пушкинист.
информации,
высказывания
обучающимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения.
02.02.1943
–
День
разгрома
советскими
войсками
немецкофашистских войск в
Сталинградской битве.
Образ А.С.
Формирование
Пушкина в лирике ценностных отношений
Марины Цветаевой. к
знаниям
как
интеллектуальному
ресурсу,
обеспечивающему
будущее человека.
Урок в Москве «Жизнь
и творчество Марины
Цветаевой в период
1892–1922 гг.»
19.
Авторская версия:
эссе Марины
Цветаевой «Мой
Пушкин».
Предметная неделя
русского языка и
литературы:
литературный квест
«Жизнью правит
лирика».
Формирование
ценностных отношений
к
знаниям
как
интеллектуальному
ресурсу,
РЭШ. Урок:
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/4810/start/
297316/
МЭШ. Сценарий
урока:
https://uchebnik.mos.r
u/composer3/lesson/2
097564/view
МЭШ. Сценарий
урока:
https://uchebnik.mos.r
u/composer3/lesson/2
097564/view
Мособртв. Сюжет,
посвященный А.
Ахматовой:
https://mosobr.shkola
moskva.ru/release/111
30
МЭШ. Тест:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/test_s
pecifications/227282?
menuReferrer=catalog
ue
МЭШ. Приложение:
https://uchebnik.mos.r
u/app_player/288101
Мособртв. Сюжет о
начале творчества
М. Цветаевой:
https://mosobr.shkola
moskva.ru/release/733
обеспечивающему
будущее человека.
8
РЭШ. Сценарий
урока:
–День https://resh.edu.ru/sub
с ject/lesson/5614/start/
297347/
20.
Авторская версия:
стихотворение А.
Дементьева «А мне
приснился сон».
Творческая работа.
21.
Эпиграфы из
Пушкина в лирике
А. Тарковского.
22.
23.
Мой Пушкин» как
формула ХХ века.
Работа над
проектом «Мой
Пушкин».
Защита проекта
«Мой Пушкин».
3
февраля
борьбы
ненормативной
лексикой.
Создание
благоприятных условий
для
опыта
самостоятельного
приобретения
новых
знаний,
проведения
научных исследований,
опыт
проектной
деятельности.
8 февраля – День
российской науки.
Инициирование
обсуждения
информации,
высказывания
обучающимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения.
21
февраля
–
Международный день
родного языка.
Создание
благоприятных условий
для
опыта
самостоятельного
приобретения
новых
знаний,
проведения
научных исследований,
опыт
проектной
деятельности.
21
февраля
–
Международный день
родного языка.
Создание
благоприятных условий
для
опыта
самостоятельного
приобретения
новых
знаний,
проведения
научных исследований,
опыт
проектной
деятельности.
МЭШ. Сценарий
урока:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/lesso
n_templates/466978?
menuReferrer=catalog
ue
МЭШ. Изображение:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/2086615?m
enuReferrer=catalogu
e
МЭШ. Сценарий
урока:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/lesso
n_templates/1263989?
menuReferrer=catalog
ue
МЭШ. Сценарий
урока:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/lesso
n_templates/1263989?
menuReferrer=catalog
ue
3.
4.
Особенн 24.
ости
творческ
ого
метода
писателе
й
русской
литерату
ры
первой
половин
ы XX
века.
(2 часа)
25.
Тема
26.
любви в
русской
литерату
ре XIX–
XX вв.
(11
часов)
Образ
вочеловечившегося
сатаны в романе Л.
Андреева «Дневник
Сатаны».
Создание
благоприятных условий
создания ценностных
отношений
к
окружающим
людям
как
безусловной
и
абсолютной ценности,
как
равноправным
социальным партнерам.
Всероссийская неделя
музыки для детей и
юношества – 14.03. –
25.03.
Многоголосие как
принцип
построения повести
М. Горького «Фома
Гордеев».
Формирование
ценностных отношений
к
культуре
как
духовному богатству
общества
и
творческому
самовыражению.
Всероссийская неделя
музыки для детей и
юношества – 14.03. –
25.03.
Формулы любви в
Формирование
сборнике И. Бунина ценностных отношений
«Темные аллеи».
к
культуре
как
духовному богатству
общества
и
творческому
самовыражению.
Всероссийская неделя
детской и юношеской
книги 24.03. – 30.03.
27.
МЭШ. Текст:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/440450?me
nuReferrer=catalogue
История любовная
в жизни героя
романа И.С.
Шмелева «История
любовная».
Создание
благоприятных условий
создания ценностных
отношений
к
окружающим
людям
как
безусловной
и
абсолютной ценности,
как
равноправным
социальным партнерам.
РЭШ. Урок по
произведению:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/7527544?m
enuReferrer=catalogu
e
МЭШ. Сценарий
урока:
https://uchebnik.mos.r
u/composer3/lesson/2
6163/view
МЭШ. Видео:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/3849722?m
enuReferrer=catalogu
e
МЭШ. Приложение:
https://uchebnik.mos.r
u/material/app/105641
?menuReferrer=catalo
gue
МЭШ. Видео:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/5726812?m
enuReferrer=catalogu
e
12 апреля –
космонавтики.
28.
«Король, дама,
валет» В.
Набокова:
«геометрия
текста».
29.
Роман Г. Газданова
«Эвелина и ее
друзья» как роман
о любви и дружбе.
30.
Поэтика заглавия.
Рассказ В.
Распутина
«Рудольфио».
31.
32.
День
Инициирование
обсуждения
информации,
высказывания
обучающимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения.
Урок
в
Москве
«Литературное метро».
Создание
благоприятных условий
создания ценностных
отношений
к
окружающим
людям
как
безусловной
и
абсолютной ценности,
как
равноправным
социальным партнерам.
9 мая – День Победы.
Формирование
ценностных отношений
к
культуре
как
духовному богатству
общества
и
творческому
самовыражению.
15
мая
–
Международный день
семьи.
Семинар.
Инициирование
обсуждения
информации,
высказывания
обучающимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения.
Столкновение
Создание
мечты и реальности благоприятных условий
в рассказе Т.
создания ценностных
Толстой "Свидание отношений
к
с птицей».
окружающим
людям
как
безусловной
и
абсолютной ценности,
МЭШ. Тест:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/test_s
pecifications/224593?
menuReferrer=catalog
ue
МЭШ. Видео:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/5608972?m
enuReferrer=catalogu
e
МЭШ. Видео:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/5524347?m
enuReferrer=catalogu
e
как
равноправным
социальным партнерам.
33.
34.
35.
36.
Урок в Москве«Два
свидания с природой».
Инициирование
обсуждения
информации,
высказывания
обучающимися своего
Интертекст в
мнения по ее поводу,
рассказе Т. Толстой
выработки своего к ней
«Соня».
отношения.
Поэтика повести Л.
Улицкой
«Сонечка».
Библейские
отсылки в рассказе
О. Павлова «Конец
века».
Эссе.
МЭШ. Видео:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/5524347?m
enuReferrer=catalogu
e
МЭШ. Сценарий:
https://uchebnik.mos.r
u/composer3/lesson/2
22
мая
–
День 192892/view
государственного флага
Российской Федерации.
Формирование
МЭШ. Изображение:
ценностных отношений https://uchebnik.mos.r
к
культуре
как u/material_view/atomi
духовному богатству c_objects/1305704?m
общества
и enuReferrer=catalogu
творческому
e
самовыражению.
24
мая
–
День
славянской
письменности
и
культуры.
Создание ценностных
отношений к своему
отечеству,
своей
Родине как месту, в
котором человек вырос
и
познал
первые
радости и неудачи,
которая завещана ему
предками и которую
нужно оберегать.
24
мая
–
День
славянской
письменности
и
культуры
Создание
МЭШ. Приложение:
благоприятных условий https://uchebnik.mos.r
для
опыта u/app_player/361862
самостоятельного
приобретения
новых
знаний,
проведения
научных исследований,
опыт
проектной
деятельности.
Предмет: родная литература (русская)
Класс: 11
Уровень изучения предмета: углубленный
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 36
Ном
ер
мод
уля
1.
Назван Номер
ие
темы
модуля
и
количес
тво
часов
Смысло 1.
вое
чтение.
(5 часов)
2.
3.
Название
темы
М. Кронгауз
«Русский язык на
грани нервного
срыва».
М. Зощенко
«Обезьяний язык»;
Э. Асадов «О
скверном и
святом»; Д.С.
Лихачёв «Письма о
добром и
прекрасном»
(фрагменты).
А. Костюнин
«Совёнок» из
сборника «Ковчег
души». Чтение
рассказа (с
использованием
стратегий
Модуль рабочей
программы
воспитания
«Школьный урок»
ЦОР
Формирование
ценностных отношений
к
культуре
как
духовному богатству
общества
и
творческому
самовыражению.
МЭШ. Приложение:
https://uchebnik.mos.r
u/material/app/186892
?menuReferrer=/catal
ogue.
1 сентября – День
знаний.
Международный день
грамотности.
Создание ценностных
отношений к своему
отечеству,
своей
Родине как месту, в
котором человек вырос
и
познал
первые
радости и неудачи,
которая завещана ему
предками и которую
нужно оберегать.
МЭШ. Видео:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/3906082?m
enuReferrer=/catalogu
e
МЭШ. Аудио:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/10510660?
menuReferrer=/catalo
– gue
день
8
сентября
Международный
распространения
грамотности.
Формирование
Сценарий урока:
ценностных отношений https://urok.1sept.ru/ar
к
знаниям
как ticles/682130
интеллектуальному
ресурсу,
обеспечивающему
будущее человека.
смыслового
чтения).
4.
5.
2.
Речевая 6.
деятельн
ость.
М. Гелприн «Свеча
горела». Чтение
рассказа (с
использованием
стратегий
смыслового
чтения).
Аудирование с
полным
пониманием
аудиотекста и с
пониманием
основного
содержания, с
выборочным
извлечением
информации (на
материале
рассказов П.
Столповского
«Заповедный
путник» и
«Замор»).
Основные виды
речевого общения
(устное и
Проект «Больше, чем
урок!».
Видеолекция
«Слово в языке и
речи»:
http://academy.mosmeto
d.ru/kollektsiya/slovo-vyazyke-i-rechi
Применение на уроке Сценарий урока:
интерактивных
форм https://urok.1sept.ru/ar
работы обучающихся: ticles/682130
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся;
групповой работы или
работы
в
парах,
которые
учат
обучающихся
командной работе и
взаимодействию друг с
другом.
Проект «Больше, чем
урок!».
Видеолекция
«Русское
слово
в
художественной речи»:
http://academy.mosmeto
d.ru/kollektsiya/russkoeslovo-vkhudozhestvennomtekste
Формирование
ценностных отношений
к
знаниям
как
интеллектуальному
ресурсу,
обеспечивающему
будущее человека.
Сценарий урока:
https://infourok.ru/kon
spekt-i-prezentaciyak-uroku-komiliteraturi-zamor-klass2402960.html
Применение на уроке МЭШ. Текст:
интерактивных
форм https://uchebnik.mos.r
работы обучающихся: u/material_view/atomi
(5 часов)
письменное,
диалогическое и
монологическое).
Роль диалога в
создании
портретной
характеристики
героев в
художественном
произведении (на
материале диалогов
в романе Т.
Толстой «Кысь».
7.
Обсуждение как
вид речевой
деятельности. В.
Голявкин «Я жду
вас всегда с
интересом».
8.
Беседа как вид
речевой
деятельности. В.
Солоухин
«Кувшинка».
9.
П.С. Романов «У
парома».
Дискуссия по
рассказу.
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся;
групповой работы или
работы
в
парах,
которые
учат
обучающихся
командной работе и
взаимодействию друг с
другом.
5
октября
–
Международный день
учителя.
Формирование
ценностных отношений
к
знаниям
как
интеллектуальному
ресурсу,
обеспечивающему
будущее человека.
Проект «Больше, чем
урок!».
Видеолекция
«Язык – духовная сила
нации».
http://academy.mosmeto
d.ru/kollektsiya/yazykdukhovnaya-sila-natsii
Инициирование
обсуждения
информации,
высказывания
обучающимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения.
c_objects/5558171?m
enuReferrer=catalogu
e
МЭШ. Сценарий
урока:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/lesso
n_templates/2109351?
menuReferrer=catalog
ue
МЭШ. Приложение:
https://uchebnik.mos.r
u/material/common/Fi
zikonModule/15521?
menuReferrer=catalog
ue
МЭШ. Текст:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/5694?menu
Referrer=catalogue
МЭШ. Изображение:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/435296?me
Международный день nuReferrer=/catalogue
школьный библиотек
(четвертый
понедельник октября).
Инициирование
МЭШ. Тест:
обсуждения
https://uchebnik.mos.r
информации,
u/material_view/atomi
высказывания
c_objects/7516463?m
обучающимися своего enuReferrer=catalogu
мнения по ее поводу, e
выработки своего к ней
отношения.
10.
В. Распутин
«Женский
разговор». Типы
речи в рассказе Их
роль в
произведении.
Лексические
особенности в
рассказе.
4 ноября – День
народного единства.
Создание
благоприятных условий
для
опыта
самостоятельного
приобретения
новых
знаний,
проведения
научных исследований,
опыт
проектной
деятельности.
Проект «Больше, чем
урок!»
Видеолекция
«Лексика
русского
языка»:
http://academy.mosmeto
d.ru/kollektsiya/leksikarusskogo-yazykalektsiya-4
3.
Культур 11.
а речи.
(8 часов)
12.
М. Кронгауз о
культуре нашей
речи в книге
«Русский язык на
грани нервного
срыва»
(фрагменты). М.
Зощенко «Честный
гражданин».
Д.С. Лихачев о
культуре речи в
«Письмах о добром
и прекрасном»:
«Как говорить»
(письмо 19), «Как
выступать»
(письмо 20), «Как
писать» (письмо
21). Н. Галь «Слово
Формирование
ценностных отношений
к
культуре
как
духовному богатству
общества
и
творческому
самовыражению.
МЭШ. Тест:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/test_s
pecifications/185135?
menuReferrer=catalog
ue
МЭШ. Приложение:
https://uchebnik.mos.r
u/material/common/Fi
zikonModule/16211?
menuReferrer=catalog
ue
МЭШ. Видео:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/7530394?m
enuReferrer=catalogu
e
МЭШ. Изображение:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/10566537?
menuReferrer=catalog
ue
МЭШ. Тест:
10 ноября – Всемирный https://uchebnik.mos.r
день науки.
u/material_view/test_s
pecifications/40599?m
Проект «Больше, чем enuReferrer=catalogu
урок!»
Видеолекция e
«Современный русский
язык: от диалектов до РЭШ.
Сценарий
интернет-стиля»:
урока:
http://academy.mosmeto https://resh.edu.ru/sub
d.ru/kollektsiya/sovreme ject/lesson/4822/start/
nnyj-russkij-yazyk-ot30390/
dialektov-do-internetstilya
Формирование
МЭШ. Приложение:
ценностных отношений https://uchebnik.mos.r
к
культуре
как u/material/app/253473
духовному
богатству ?menuReferrer=/catal
общества
и ogue
творческому
самовыражению.
МЭШ.
Сценарий
урока:
16
ноября
– https://uchebnik.mos.r
Международный день u/composer3/lesson/1
живое и мертвое»
(фрагменты). Н.
Галь о лексических
и стилистических
нормах в нашей
речи.
13.
Б. Екимов «И в
дождь, и в тьму…»
14.
Л. Петрушевская –
представитель
постмодернизма.
Черты
постмодернизма в
рассказе
«Гигиена».
Проявление
интертекстуальност
и в рассказе.
15.
Проблема
осознания
обществом
толерантности.
Проект «Больше, чем
урок!»
Видеолекция
«Современный русский
язык
в
интернете:
деградация
или
развитие?»:
http://academy.mosmeto
d.ru/kollektsiya/sovreme
nnyj-russkij-yazyk-vinternete-degradatsiyaili-razvitie
Применение на уроке
интерактивных
форм
работы обучающихся:
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся;
групповой работы или
работы
в
парах,
которые
учат
обучающихся
командной работе и
взаимодействию друг с
другом.
День матери в России.
Создание
благоприятных условий
для
опыта
самостоятельного
приобретения
новых
знаний,
проведения
научных исследований,
опыт
проектной
деятельности.
092002/view
МЭШ. Текст:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/1046619?m
enuReferrer=catalogu
e
МЭШ. Текст:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/4239907?m
enuReferrer=catalogu
e
МЭШ. Видео:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/9402715?m
03 декабря - День
enuReferrer=catalogu
добровольца
e
(волонтера)
МЭШ.
Сценарий
урока:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/lesso
n_templates/1498427?
menuReferrer=catalog
ue
Создание ценностных МЭШ. Тест:
отношений к своему https://uchebnik.mos.r
отечеству,
своей u/material_view/test_s
важности
сохранения своего
родного языка для
сохранения нации в
книге К.
Паустовского
«Золотая роза»
(главы).
16.
17.
18.
Конференция
«Гуманистические
ценности,
утверждаемые
лучшими
произведениями
отечественной
литературы» (на
основе изученных
текстов на уроках и
прочитанных
самостоятельно).
Чеховские
«футлярные» герои
в творчестве
писателя спустя
столетие.
Самоизоляция
героев от общества
как особенность
русского
национального
характера.
К. И. Чуковский
«Живой как
Родине как месту, в
котором человек вырос
и
познал
первые
радости и неудачи,
которая завещана ему
предками и которую
нужно оберегать.
pecifications/70997?m
enuReferrer=catalogu
e
МЭШ.
Сценарий
урока:
https://uchebnik.mos.r
u/composer3/lesson/3
99030/view
12 декабря – День
Конституции
Российской Федерации.
Создание ценностных
отношений к своему
отечеству,
своей
Родине как месту, в
котором человек вырос
и
познал
первые
радости и неудачи,
которая завещана ему
предками и которую
нужно оберегать.
Единый урок «Права
человека».
Создание
благоприятных условий
создания ценностных
отношений
к
окружающим
людям
как
безусловной
и
абсолютной ценности,
как
равноправным
социальным партнерам.
МЭШ. Приложение:
https://uchebnik.mos.r
u/material/app/161355
?menuReferrer=/catal
ogue
Проект «Больше, чем
урок!»
Видеолекция
«Слагаемые
сценического образа:
задача и сверхзадача.
Часть
2.
Создание
художественного
образа»:
http://academy.mosmeto
d.ru/kollektsiya/slagaemy
e-stsenicheskogo-obrazazadacha-isverkhzadacha-chast-2sozdaniekhudozhestvennogoobraza
Создание
МЭШ. Видео:
благоприятных условий https://uchebnik.mos.r
жизнь». А. Кнышев
«О великий и
могучий новый
русский язык!»
4.
Стили
19.
речи.
(8 часов)
20.
Стили речи
(разговорный,
публицистический,
художественный) в
ситуации речевого
общения. С.
Алексиевич
«Чернобыльская
молитва». Жанр и
стилистические
особенности книги.
Анализ главы
«Одинокий
человеческий
голос».
Художественная
публицистика В.
Солоухина.
Повесть «Черные
доски»
(выборочные
главы).
создания ценностных
отношений
к
окружающим
людям
как
безусловной
и
абсолютной ценности,
как
равноправным
социальным партнерам.
u/material_view/atomi
c_objects/3363094?m
enuReferrer=catalogu
e
Мособртв. Сюжет:
https://mosobr.shkola
moskva.ru/release/104
28
27.01.1944
–
День Мособртв. Видео:
снятия
блокады https://mosobr.shkola
Ленинграда.
moskva.ru/release/104
28
Проект «Больше, чем
урок!»
Видеолекция
«Культура современной
речи:
традиции
и
будущее»:
http://academy.mosmeto
d.ru/kollektsiya/kulturasovremennoj-russkojrechi-traditsii-ibudushchee
Создание
МЭШ.
Тестовое
благоприятных условий задание:
создания ценностных https://uchebnik.mos.r
отношений
к u/material_view/atomi
окружающим
людям c_objects/4359037?m
как
безусловной
и enuReferrer=/catalogu
абсолютной ценности, e
как
равноправным
социальным партнерам. МЭШ.
Текстовый
материал:
Урок в Москве «Стили https://uchebnik.mos.r
речи».
u/material_view/atomi
02.02.1943
–
День c_objects/9365636?m
разгрома
советскими enuReferrer=catalogu
войсками
немецко- e
фашистских войск в
Сталинградской битве.
Формирование
РЭШ.
Сценарий
ценностных отношений урока:
к
культуре
как https://resh.edu.ru/sub
духовному богатству ject/lesson/5893/start/
общества
и 270968/
творческому
самовыражению.
Предметная
неделя
русского
языка
и
литературы: Своя игра
«Как
слово
наше
отзовется».
21.
22.
23.
24.
В. Дёгтев. Рассказ
«Выбор».
Рассказ А.
Костюнина
«Рукавичка».
Комплексный
анализ рассказа В.
Набокова «Гроза».
Формирование
ценностных отношений
к
знаниям
как
интеллектуальному
ресурсу,
обеспечивающему
будущее человека.
МЭШ.
Тестовое
задание:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/9667026?m
enuReferrer=catalogu
e
3 февраля
– День
борьбы
с
ненормативной
лексикой.
Формирование
ценностных отношений
к
культуре
как
духовному богатству
общества
и
творческому
самовыражению.
8 февраля – День
российской науки.
Создание
благоприятных условий
для
опыта
самостоятельного
приобретения
новых
знаний,
проведения
научных исследований,
опыт
проектной
деятельности.
21
февраля
–
Международный день
родного языка.
Речевые ситуации в Формирование
рассказе Б.
ценностных отношений
Екимова «Говори,
к
знаниям
как
мама, говори…».
интеллектуальному
Изображение
ресурсу,
взаимоотношений
обеспечивающему
поколений в
будущее человека.
рассказе Б.
Екимова «Говори,
Проект «Больше, чем
мама, говори…».
урок!»
Видеолекция
«Русское
слово
в
художественном
тексте»:
http://academy.mosmeto
d.ru/kollektsiya/russkoeslovo-vkhudozhestvennom-
МЭШ. Изображение:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/7010769?m
enuReferrer=catalogu
e
МЭШ. Приложение:
https://uchebnik.mos.r
u/app_player/255578
МЭШ. Приложение:
https://uchebnik.mos.r
u/material/app/256006
?menuReferrer=catalo
gue
МЭШ.
Сценарий
урока:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/lesso
n_templates/1926436?
menuReferrer=catalog
ue
25.
В. Шукшин
«Чудик» (отрывок
«Телеграмма
жене»).
tekste
Формирование
ценностных отношений
к
знаниям
как
интеллектуальному
ресурсу,
обеспечивающему
будущее человека.
Всероссийская неделя
музыки для детей и
юношества – 14.03. –
25.03.
26.
5.
Текст.
(10
часов)
27.
28.
Стилистические
особенности
рассказа
В.
Шукшина
«Критики».
Проблема
«отцов» и «детей»
в рассказе В.
Шукшина
«Критики».
МЭШ. Тест:
https://uchebnik.mos.r
u/exam/test/training_s
pec/193502/task/1?reg
istration=b77271881826-a5e3-ef66213af361a0ad
МЭШ.
Сценарий
урока:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/lesso
n_templates/928864?
menuReferrer=catalog
ue
РЭШ.
Сценарий
урока:
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/7061/start/
246898/
МЭШ.
Сценарий
урока:
https://uchebnik.mos.r
u/composer3/lesson/1
012904/view
Формирование
ценностных отношений
к
культуре
как
духовному богатству
общества
и
творческому
самовыражению.
МЭШ. Аудио:
https://uchebnik.mos.r
Всероссийская неделя u/material_view/atomi
детской и юношеской c_objects/4085443?m
книги 24.03. – 30.03.
enuReferrer=catalogu
e
Текст и речь.
Применение на уроке МЭШ. Тест:
Основные признаки интерактивных
форм https://uchebnik.mos.r
текста (на
работы обучающихся: u/exam/test/training_s
материале
интеллектуальных игр, pec/9816/task/1?win=
стихотворения в
стимулирующих
456&clid=2357546прозе И.С.
познавательную
0&from=dist_bookma
Тургенева
мотивацию
rk®istration=5b13
«Милостыня»).
обучающихся;
6170-b2a1-6da1-41f4групповой работы или a05ac762ad57
работы
в
парах,
которые
учат МЭШ. Аудио:
обучающихся
https://uchebnik.mos.r
командной работе и u/material_view/atomi
взаимодействию друг с c_objects/2393495?m
другом.
enuReferrer=catalogu
e
12 апреля – День
космонавтики.
Чтение и анализ
Применение на уроке МЭШ. Видео:
рассказа В.
интерактивных
форм https://uchebnik.mos.r
Шаламова
«Одиночный
замер».
29.
30.
31.
Способы и
средства связи
предложений в
тексте в
зависимости от
цели высказывания
(на материале
рассказа В.
Шукшина
«Залетный»).
Понимание
содержания
устного и
письменного
высказывания,
основной и
дополнительной,
явной и скрытой
информации (на
материале
стихотворения М.
Цветаевой «Тоска
по родине!
Давно…»).
Чтение, анализ
рассказа А.
Толстого «Русский
характер».
работы обучающихся:
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся;
групповой работы или
работы
в
парах,
которые
учат
обучающихся
командной работе и
взаимодействию друг с
другом.
30
апреля
–
Всероссийский
урок
«ОБЖ».
Применение на уроке
интерактивных
форм
работы обучающихся:
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся;
групповой работы или
работы
в
парах,
которые
учат
обучающихся
командной работе и
взаимодействию друг с
другом.
9 мая – День Победы.
Инициирование
обсуждения
информации,
высказывания
обучающимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения.
u/material_view/atomi
c_objects/2105918?m
enuReferrer=catalogu
e
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/9840923?m
enuReferrer=catalogu
e
МЭШ.
Тестовое
задание:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/5596149?m
enuReferrer=/catalogu
e
МЭШ. Аудио:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/9652?menu
Referrer=/catalogue
РЭШ. Видеосюжет:
https://mosobr.shkola
moskva.ru/release/733
8
9 мая – День Победы.
МЭШ.
Сценарий
15
мая
– урока:
Международный день https://uchebnik.mos.r
семьи.
u/composer3/lesson/4
2704/view
Инициирование
МЭШ. Приложение:
обсуждения
https://uchebnik.mos.r
информации,
u/app_player/159340
высказывания
МЭШ. Аудио:
Написание
аннотации к
рассказу А.
Толстого «Русский
характер».
обучающимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения.
22
мая
–
День
государственного флага
Российской Федерации.
32.
33.
Устное
высказывание
(сообщение)
учащихся «Мое
прочтение рассказа
В. Ерофеева
«Галоши».
Комплексный
анализ текста (на
основе рассказа Ф.
Искандера
«Гигант»).
Инициирование
обсуждения
информации,
высказывания
обучающимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения.
24
мая
–
День
славянской
письменности
и
культуры.
Создание
благоприятных условий
для
опыта
самостоятельного
приобретения
новых
знаний,
проведения
научных исследований,
опыт
проектной
деятельности.
Рецензия как жанр
учебно-научного
общения. Чтение и
анализ рассказа Н.
МЭШ.
Тестовое
задание:
https://uchebnik.mos.r
u/exam/test/training_s
pec/36991/task/1?regi
stration=ab071e52a9d5-9581-edfc10665515cfaa
МЭШ. Изображение:
День https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
и c_objects/1641661?m
enuReferrer=catalogu
e
Проект «Больше, чем МЭШ. Изображение:
урок!»
Видеолекция https://uchebnik.mos.r
«В. И. Даль. Живое u/material_view/atomi
слово дороже мертвой c_objects/3563210?m
буквы»:
enuReferrer=catalogu
http://academy.mosmeto e
d.ru/kollektsiya/v-i-dalzhivoe-slovo-dorozhemjortvoj-bukvy
Создание
МЭШ.
Тестовое
благоприятных условий задание:
для
опыта https://uchebnik.mos.r
самостоятельного
u/material_view/atomi
24
мая
–
славянской
письменности
культуры.
34.
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/4749192?m
enuReferrer=catalogu
e
МЭШ. Видео:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/8712614?m
enuReferrer=catalogu
e
МЭШ.
Тестовое
задание:
https://uchebnik.mos.r
u/material_view/atomi
c_objects/125481257?
menuReferrer=catalog
ue
Куратовой «Горсть
солнца».
Написание
рецензии на
рассказ «Горсть
солнца».
35.
36.
Конференция
«Художественная
модель мира» (на
материале
произведений
отечественной
литературы XIX –
начала XXI в.,
прочитанных
самостоятельно
или изученных на
уроках в рамках
курса).
Написание
итогового эссе.
приобретения
новых c_objects/8743461?m
знаний,
проведения enuReferrer=catalogu
научных исследований, e
опыт
проектной
деятельности.
24
мая
–
День
славянской
письменности
и
культуры
Создание
благоприятных условий
для
опыта
самостоятельного
приобретен
новых
знаний,
проведения
научных исследований,
опыт
проектной
деятельности.
Формирование
МЭШ. Приложение:
ценностных отношений https://uchebnik.mos.r
к
знаниям
как u/app_player/361862
интеллектуальному
ресурсу,
обеспечивающему
будущее человека.
Обучение ведётся по следующим УМК:
№
1
2
3
Название документа
Программа
по
русской
литературе (родной) для 1011 классов
Учебник
по
русской
литературе (родной) для 1011 классов
Методические пособия
(печатные)
4
Методические пособия
(мультимедийные)
5
Образовательные
электронные ресурсы
Автор, год издания, название
-
Литература. Методические рекомендации и
поурочные разработки. 10 класс: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций: углублённый уровень
/ Н. В. Беляева, А. Е. Иллюминарская. – М.:
Просвещение, 2017. – 737 с.
Егорова Н. В., Золотарева И. В. Поурочные
разработки по русской литературе ХХ века. 11
класс. II полугодие. — 3-е изд., исп. и доп. — М.:
ВАКО, 2004. — 368 с. — (В помощь школьному
учителю).
Литература. Технологические карты уроков. 11
класс. Учеб. пособие для общеобразоват.
организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 / Н. В.
Шуваева. — М.: Просвещение, 2017. — 335 с.
Литература. Технологические карты уроков. 11
класс. Учеб. пособие для общеобразоват.
организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2 / Н. В.
Шуваева. — М.: Просвещение, 2017. — 415 с.
Квашнина Е.С., Коптяева Т.Е., Ромашина Н.Ф.
Уроки литературы с применением ИКТ. 8-11
классы, выпуск 2, издание 2-ое, стереотипное + CDдиск. Планета, 2014 год. ФГОС
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки
литературы. 5 – 11 классы:
КМ-Школа
образовательная
среда
для
комплексной
информатизации
школы
(kmschool.ru)
Поликультурный Петербург. Медиаприложение:
Поликультурный Санкт-Петербург (ethnospb.ru)
Библиотека «Классическая литература»:
Вся русская классическая литература. (lit-classic.ru)
Хрестоматия по русской литературе XIX и XX в.:
Лаборатория Фантастики (fantlab.ru)
«Русская
литература».
Мультимедийная
библиотека:
Бесплатная электронная библиотека онлайн
"Единое окно к образовательным ресурсам"
(window.edu.ru)
Видеосерия «В кругу великих имен»:
Дорога - документальное кино - Главная страница
(ucoz.ru)
Архив
учебных
программ
и презентаций:
http://www.rusedu.ru/
Видеоуроки
по школьным
предметам
InternetUrok.ru:
http://interneturok.ru/
Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на
урок литературы»:
http://lit.1september.ru/
Сайт «Литература на 5»:
http://5litra.ru/