РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«История земли Волгоградской области»
(общеинтеллектуальное направление)
5-7 классы
Срок реализации: 1 год
Волоцкий, 2023
Пояснительная записка
1. Направленность дополнительной образовательной программы
Направленность программы «История земли Волгоградской области»
(проектная деятельность)
по содержанию организации учебно-воспитательного процесса является
краеведческой;
по функциональному предназначению – учебно-познавательной;
по форме организации учебно-воспитательного процесса – групповой,
кружковой;
по времени реализации – 1 год.
Действующая в ОУ программа «История земли Волгоградской области»
(проектная деятельность). /разработана с учетом Программы туристскокраеведческого движения обучающихся Волгоградской области «Отечество»,
а так же на основе базовой программы «Историки-краеведы» И.А.Верба, М.,
«Просвещение», 1982г., принята педагогическим советом, протокол №1 от 20
сентября 2002 г./ переработана в соответствии с «Моделью программы
дополнительного образования детей», составленной доктором педагогических
наук, профессором Н.М.Борытко и кандидатом педагогических наук,
профессором А.Н.Кузибецким.
2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность
Образовательная программа является модифицированной и предусматривает
обогащение учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему и
формирование гражданских понятий и навыков.
Предлагаемые в программе средства и методы педагогически оправданы и
целесообразны, так как наиболее действенны для тех детей, на которых она
рассчитана. Предполагается кардинальное изменение в детях после их
включения в предлагаемые виды деятельности: экскурсии, практические
работы, наблюдения.
Ведя разговор о новизне образовательной программы, следует особо
подчеркнуть, что год обучения связан с информационно-познавательным
этапом и является ступенью дополнительного образования детей; посвящен
историческому краеведению и углубляет знания обучающихся по истории
родного края, знакомит с основными методами краеведческого исследования;
связан с проектной деятельностью.
Актуальность обусловлена тем, что в настоящее время общественная
ситуация
в
России
отличается
высокой
степенью
сложности,
противоречивости. Особенно важными сегодня являются возрождение в
российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей
духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в молодом
человеке социально значимых качеств.
Данный курс стимулирует процесс гуманизации личности подростка, что
приводит к формированию качеств, которые хотело бы видеть общество у
выпускника и которые помогли бы ему жить в современном мире, уметь
видеть и решать проблемы, анализировать конкретные ситуации, уметь
выбирать линию поведения на основе позитивных ценностей, с осознанием
своей региональной и государственно – политической идентичности.
Изучив программу, обучающиеся смогут участвовать в краеведческих
олимпиадах, конференциях, в написании исследовательских работ.
3. Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Направленность:
-создание условий для развития детей;
-развитие мотивации к познанию и творчеству;
-приобщение к общечеловеческим ценностям;
Данная программа учитывает интересы и потребности учащихся и определяет
главные цели и задачи.
Цели образовательной программы:
чувства уважения и привязанности к родному краю, гордости своим краем,
его историей историческими деятелями и достопримечательностями;
Учить общим принципам постановки и решения познавательных проблем,
методам работы с историческими источниками, выявлению причин и
следствий, умению строить гипотезы и приводить доказательства,
объяснению фактов, составлению различных суждений, использованию
различных источников информации (книги, музеи, памятники и
достопримечательности, средства массовой информации, интернет-ресурсы
и.т.д.)
Формировать интерес обучающихся к истории родного края, его загадкам и
легендам, учить понимать проблемы современности, вырабатывать
собственное отношение к традициям различных культур;
Развивать знания обучающихся по истории Царицына – Сталинграда –
Волгограда.
Задачи:
1. Пробуждать интерес к историческому краеведению.
2. Расширять знания об истории родного края, его героических страницах.
3. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, уважение к истории,
традициям, культуре.
4. Систематизировать знания по истории и культуре родного края.
5. Способствовать накоплению и использованию навыков исследовательской,
собирательской и оформительской деятельности.
4. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы 13 – 15 лет. Дети данного возраста способны на сознательном
уровне выполнять предлагаемые педагогом задания и результативно решать
поставленные перед ними задачи. В условиях функционирования
современного учреждения дополнительного образования детей оправдана
насущная
необходимость
и
целесообразность
формирования
разновозрастного состава группы воспитанников.
5. Сроки реализации образовательной программы.
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования
детей, рассчитана на 1 год обучения. Время, отведенное на обучение,
составляет 34 часа в год.
6. Формы и режим занятий по образовательной программе
дополнительного образования детей «Историки-краеведы» проходят с учетом
возрастных особенностей, наличия материала, времени и места занятия.
Главными принципами обучения являются – доступность, преемственность и
результативность.
Формы организации обучения:
- по количеству детей - коллективная, групповая, индивидуальная;
- по особенностям взаимодействия педагога и детей - лекции, практикумы,
олимпиады, проектная деятельность;
- по дидактической цели – вводные занятия, занятия по углублению знаний,
практические занятия по систематизации и обобщению знаний, по контролю
знаний, умений и навыков.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую
часть. Все они предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но
и формирование деятельностно - практического опыта. Практические занятия
способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать
творческие проекты.
Формы и методы контроля выбираются на усмотрение педагога и могут
проходить в виде тестирования, конкурсов, проектов, конференций и т. д. По
окончании тем, проводится промежуточная и итоговая аттестация.
Важным показателем результативности деятельности кружка является
проектная деятельность.
Режим занятий соответствует требованиям типового положения «Об
образовательном учреждении дополнительного образования детей» и
СанПиН, предъявляемым к ОУ ДОД. Эти требования соблюдены при
создании образовательной программы – это наполняемость кружка,
длительность занятий, соответствие условий организации образовательного
процесса требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм,
соблюдение норм ОТ, правил ТБ и ППЗ, и т.д.
Занятия проводятся по 1 часу в неделю.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 15 человек
7. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Занятия предполагают следующие результаты:
- расширение кругозора учащихся;
- приобретение знаний по истории родного края;
- овладение методикой проведения простейших
исследований в процессе наблюдения, беседы;
социологических
Минимум знаний, умений и навыков обучающихся
к концу года обучения.
В результате изучения образовательного курса обучающийся должен:
Знать/понимать:
- место и роль Царицына – Сталинград – Волгограда в контексте отечественной и
всемирной истории, своеобразие его истории;
- последовательность смены населения волгоградской земли, взаимоотношения
оседлых и кочевых племен;
- даты и содержание важнейших событий истории Царицына – Сталинград –
Волгограда;
- гипотезы об основании Царицына;
- последовательность событий по формированию промышленности в Царицыне;
- факты и события революций 1905,1917 годов, Гражданской войны на территории
Волгоградской земли;
- факты и события Великой Отечественной войны на территории Сталинграда;
- последовательность событий по восстановлению Сталинграда в послевоенные
годы;
- особенности политики региональных органов власти, местного самоуправления
и общественных движений в 1990 – 2000 гг.;
Уметь:
- использовать знания и способы познавательной деятельности, полученные в
курсе всемирной, отечественной истории, истории волгоградского края для
характеристики и оценки историко-культурной ситуации в Волгограде;
- анализировать историческую карту Царицына – Сталинграда – Волгограда,
показывать на ней важнейшие объекты;
- описывать основные племена и народы, жившие на территории волгоградской
земли с древних времен до современности, их занятия, облик, обычаи;
- раскрывать признаки основных понятий;
- давать собственные оценки важнейших событий истории волгоградской земли;
- давать характеристику социально- экономического развития города в XVIII –
XIX вв;
- определять синхронность событий и процессов региональной и российской
истории;
- описывать наиболее яркие памятники культуры города, высказывать суждения о
них;
- рассказывать о событиях революций 1905 – 1907гг, 1917 г и Гражданской войны;
- характеризовать достижения и трудности развития города при проведении НЭПа,
индустриализации, коллективизации, выделять особенности этих процессов;
- прослеживать тенденции и противоречия развития города в послевоенный
период ( 1945 – 1985г);
- анализировать экономическую и политическую ситуацию в 1990 – е гг.
- оценивать вклад Волгограда в экономику, культуру области и страны;
- использовать текст исторического источника при решении учебных задач,
сравнивать свидетельства разных источников;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям
истории родного города;
- соотносить историю своей семьи с региональной историей;
- использовать сведения по истории волгоградской земли для аргументации
собственной позиции в дискуссиях, связанных с общероссийскими и
региональными проблемами;
- представлять результаты изучения региональной истории в различных знаковых
системах и формах: схеме, конспекте, реферате, историческом сочинении,
творческой работе, проектной и исследовательской деятельности.
Основное содержание программы
Волгоградский край в древности.
Первые обитатели Волгоградской земли.
Первые письменные источники по истории нашего края. Археологические
раскопки на территории нашего края. Памятники среднего палеолита на
территории Волгограда. Палеолитическая стоянка Сухая Мечетка.
Волгоградская земля и эпоха верхнего палеолита, мезолита и неолита.
Общая характеристика верхнепалеотической, мезолитической и неолитической
эпох. Орудия труда эпохи мезолита. Обработка камня в неолите. Археологические
памятники верхнего палеолита, мезолита и неолита на территории Волгограда.
Особенности развития Волгоградского края в энеолите и бронзовом веке.
Хронологические рамки энеолита (медно-каменный век). Памятники энеолитана
территории Волгограда. Достижения бронзового века. Культуры бронзового века:
ямная, катакомбная, срубная. Поселения срубной культуры на территории
Волгограда.
Ранний железный век и первые его обитатели на Волгоградской земле.
Хронологические рамки раннего железного века в Нижнем Поволжье.
Исторические источники раннего железного века, характеризующие население
нашего края. Савроматы. Археологические памятники савроматов на территории
Волгограда и его округи.
Волгоградская земля во время господства сарматов. Происхождение сарматов.
Аорсы. Аланы. Археологические памятники сарматов на территории
современного Волгограда и в близости от него.
Волгоградский край в эпоху раннего средневековья.
Гунны. Хазарский каганат.
Гунны. Вхождение Нижнего Поволжья в состав первых государств. Хазарский
каганат, его народы, религия. Археологические памятники раннего средневековья
на территории Волгограда.
Печенеги, огузы, половцы. Образование Золотой Орды.
Кочевники Нижнего Поволжья до образования Золотой Орды. Территория
обитания, занятия. Кочевнические памятники на территории Волгограда.
Образование Золотой Орды. Основы государственности в Золотой Орде.
Политический центр Золотой Орды. Расцвет Золотой Орды. Города Золотой Орды.
Религия в Золотой Орде. Золотоордынские города и поселения на территории
Волгограда и в непосредственной близости от него. Ослабление распада Золотой
Орды.
Междуречье Волги и Дона в XV – XVIIвеке.
Нижняя волга и Дон в конце XV – XVIв. Татарские ханства на Волге. Образование
казачества. Основание Царицына. Происхождение названия «Цырицын».
Отношения русского государства и казачества в XVIв. События Смуты в нашем
крае. Деятели Смутного времени в нашем крае.
Царицын и его окрестности в XVII веке.
Царицынская крепость после Смуты. Значение Царицынской крепости в XVII
веке. Установление крепостного права в России и его влияние на события в нашем
крае. Соседи кочевники Царицына в XVII веке. Восстание Степана Разина.
Царицын в конце XVII века.
Царицын и его окрестности в XVIII - первой половине XIX века.
Царицын в первой половине XVIII века.
Петр Великий и Царицын. Роль Царицына в народных движениях начала XVIII
века. Администрация и система управления Нижним Поволжьем. Строительство
Царицынской укрепленной линии и ее значение. Царицынская крепость и ее
обитатели. Территориря Царицына в XVIII веке.
Царицын во второй половине XVIII века.
Государственные учреждения в Царицыне в конце XVIII века. Занятия жителей
Царицына. Возникновение Сарепты. Всероссийская известность Сарепты.
Народные движения второй половины XVIII века в нашем крае. Е.И.Пугачев в
Царицыне.
Царицын в первой половине XIX века.
Царицын – уездный город. Официальный герб Царицына. Эпидемии. Церковь и
образование. Царицын – торговый центр. Окрестности Царицына.
Царицын пореформенный
Царицын – «русский Чикаго». Царицын – транспортный узел. Ж/д и
промышленное строительство. Изменение численного и социального состава
жителей города. Положение различных слоев населения Царицына и их занятия.
Санитарное состояние и благоустройство города. Облик дореволюционного
Царицына: архитектура, набережная, улицы, площади. Культурная жизнь и
образование в Царицыне. Церкви Царицына. Положение и общественное
движение рабочих. Основные события революционных событий в Царицыне в
годы Первой российской революции.
Царицын в годы революции и Гражданской войны.
1917 год в Царицыне. Установление Советской власти. Гражданская война:
причины, основные события, итоги, оценки. Оборона Красного Царицына.
«Чокпрод». И.Сталин, К Ворошилов, И.Тулак. «Белые» в Царицыне. Царицын в
1919 году. Политика «военного коммунизма». Взятие Царицына белыми. Победа
Красной армии.
Царицын - Сталинград в 1920 – 1930-годы.
Последствия Гражданской войны (разруха, голод). НЭП. Индустриализация и
коллективизация: сущность, осуществление, итоги и оценка. Восстановление
разрушенного хозяйства Сталинграда. Переименование города в Сталинград.
Сталинградский тракторный завод. СталГРЭС. Социалистические соревнования.
Культурная и общественная жизнь сталинградцев. Разрушение церквей.
Сталинград в годы Великой Отечественной войны.
ВОВ. Оборонительный период Сталинградской битвы. Приказ № 227. Бои на
улицах города. Героизм советских солдат. Остров Людникова. Дом Павлова.
Мамаев Курган. Контрнаступление советских войск под Сталинградом. Операция
«Уран» и разгром немецких войск. Значение Сталинградской битвы.
Сталинград – Волгоград:
пути социально – экономического развития.
Потери СССР в войне. Восстановление народного хозяйства страны.
Восстановление Сталинграда. А.М. Черкасова. Волго-Донской судоходный канал.
Волжская ГЭС. Развитие города в середине 1950-х начале 1960-х гг. Волгоград в
«эпоху застоя» ( конец 1960 – начало 1980 годов). Развитие народного хозяйства
страны. Пятилетки. Новые промышленные предприятия Волгограда. Жилищное
строительство. Культура и образование.
Волгоград в годы перестройки и реформ.
Культура, образование, наука. Волгоград в годы перестройки и реформ.
Промышленность. Облик современного города и перспектива развитию.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Учебные пособия:
Скрипкин А.С., Луночкин А.В., Курилла И.И.. История земли Волгоградской
области от древнейших времен до современности. Учебное пособие – М.: Планета
2011 г
Чистяков С.Е. История земли Волгоградской области от древнейших времен до
современности. Практикум для учащихся.- М.Планета 2012г.
Справочные издания
Энциклопедия Волгоградской области. Волгоград 2008г.
Сталинградская битва. Энциклопедия/Гл. ред. М.М. Загорулько.
Публикации источников.
Большивики Царицына в годы гражданской войны. 1918 – 1920: Сб.документов и
материалов. Волгоград, 1986г
Индустриализация Нижнего Поволжья. 1926 – 1941гг.: Документы и материалы.
Волгоград, 1984г
1917 год в Царицыне: Сборник документов и материалов. Сталинград, 1957.
Царицын в путевых записках, дневниках и мемуарах современников (конец XVIв
– 1917г). Волгоград. 2005г
Хрестоматия по истории родного края. Волгоград, 1970.
Исследования
Андрианова Г.Н. Художественный облик Царицына – Сталинграда.
Волгоград.1991г.
Водолагин М.А. Красный царицын. Волгоград, 1967
Водолагин М.А. Очерки истории Волгограда (1589 – 1967). М., 1968.
Волгоград: хроника истории. 1589-1989г. Волгоград, 1989
Волгоград: Четыре века истории. Волгоград, 1989.
Город на канале: О прошлом и настоящем Красноармейска: Сб. очерков/ Под
общей ред. П.П.Попова и Т.Л. Мельниковой. Волгоград: Комитет по печати и
информации, 1997.
Клейн Н.Л. Экономическое развитие Поволжья в конце – XIX- начале XXвв.
Саратов, 1981.
Колесниченко В.С. Царицынские школы: история и опыт (1773 – 1917).
Волгоград, 1993.
Материкин А.В. Храм Иоанна Предтечи. Страницы истории города Царицына и
его первой церкви. Волгоград, 1999.
Материкин А.В. Очерки истории Царицынской городской думы. Часть 1. (1797 –
1887), Часть 2 (1887 – 1897). Волгоград, 2006.
Материкин А.В. Царицынская городская дума 1870 – 1914гг.: опыт
функционирования городского общественного управления. Волгоград, 2008.
Наш край: Хроника истории Волгограда и области. Волгоград, 1973.
Очерки по истории Волгоградского края/ под ред И.С. Шепелева.Волгоград,
1974г.
Очерки истории Саратовского Поволжья. Т.1-2. Саратов, 1993- 1996.
Попов П.П. Слово о «Старой Сарепте». Волгоград: Комитет по печати, 1994.
Рябов С.И. История родного края XVI – XIXвв. Волгоград, 1988.
Рябов С.И., Самойлов Г.П., Супрун В.И. Петр I в Царицыне и на Среднем Дону.
Волгоград, 1994.
Сергеев А.М. Промышленность Нижнего Поволжья в начале XXв. Саратов, 1972.
Самсонов А.М. Сталинградская битва. 4-е изд., испр и доп. М.: Наука, 1989.
ТюменцевИ.О. Начало Царицына: гипотезы и факты// Стрежень. Вып.1.
Волгоград, 2000.С.132 – 147.