РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «История»
для обучающихся 7-9 классов
1
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовых документов:
Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ;
ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и
науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2022-2023 учебный год;
Примерной программы основного общего образования по истории;
Рабочая программа разработана в соответствии с:
МКОУ «Волоцкая СШ»
Положением о рабочей программе МКОУ «Волоцкая СШ»
Уставом МКОУ «Волоцкая СШ».
Цели изучения курса:
образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к
самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе
осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической
подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории:
□ овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с
древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и
нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
□ воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству,
в
соответствии
с
идеями
взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
□ развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом
историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
□ формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления
сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в
современном обществе путем смены способов, форм и методов обучения.
Все учебники соответствуют требованиям Концепции нового учебно-методического
комплекта по отечественной истории и Историко-культурному стандарту, разработанным
Российским историческим обществом. В данной программе используется УМК по
истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В. Торкунова,
издательства «Просвещение». Данные линии учебников соответствует Федеральному
государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрены
РАО и РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень. В
соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программой
основного общего образования, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15)
была проведена синхронизация курсов всеобщей истории и истории России.
Описание места учебного предмета.
Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве
обязательного предмета в 5-9 классах. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения
составляет по 2 часа в 5- 8 классах и 3 часа в 9 классе.
2
Изменения в рабочей программе производятся по курсу всеобщей истории, в связи с
требованиями Примерной основной образовательной программой основного общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15). Были произведены
следующие изменения:
7 класс - Тема 3. «Эпоха Просвещения. Время преобразований» по программе изучается в
8 классе. В программе увеличено количество часов на изучение тем «Реформация»,
«Первые революции Нового времени», увеличено количество повторительнообобщающих уроков. Данное увеличение часов стало возможным, за счет выделения темы
«Век Просвещения» для изучения в 8 классе.
8 класс - Изучение темы «Век Просвещения» предполагалось в 7 классе. В рабочей
программе, в соответствии с требованиями, данная тема изучается в 8 классе и увеличено
количество часов до 28 часов на ее изучение. В программе увеличено количество уроков
на изучение тем «Великие просветители Европы», «Война за независимость и Создание
Соединенных Штатов Америки», «Великая Французская революция», «Государства
Востока».
9 класс - Данные темы ранее изучались в 8 классе. Фактически программа данного курса
изучается в 9 классе, в соответствии с требованиями Примерной основной
образовательной программой основного общего образования. В рабочей программе темы
и количество часов на изучение тем не изменяются. Увеличено количество времени на
изучение темы «Международные отношения: обострение противоречий» до 3 часов.
В соответствии с базисным учебным планом в рамках основного общего образования и на
основании учебного плана ОУ на освоение программы основного общего образования по
истории (5 - 9 классы) выделяется 374 часов учебного времени.
5 класс - 68 часов федерального компонента;
6 класс - 68 часов федерального компонента;
7 класс - 68 часов федерального компонента;
8 класс - 68 часов федерального компонента;
9 класс - 102 часов федерального компонента.
Учебно-методический комплект.
Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник. 5 класс.
-Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе.
Учебник. 6 класс.
-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М.
-Всеобщая история. История Нового времени. 1500 - 1800. Под редакцией А. А.
Искендерова. Учебник. 7 класс.
-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М.
-Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. Под редакцией А. А.
Искендерова. Учебник. 8 класс.
-История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под ред.
Торкунова А.В.
-История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред.
Торкунова А.В.
-История России. 8 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред.
ТоркуноваА.В.
-История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./Под
ред. Торкунова А.В.)
1.Планируемые результаты освоения предмета
1.1.Личностные результаты:
5 КЛАСС
• представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и
общества, для жизни в современном поликультурном мире;
3
• приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его
познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
• освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в
Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных
народов;
• опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и
историческим источникам, способам изучения и охраны.
1.2.Метапредметные результаты:
• способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную
деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней
работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
• готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и
современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,
вести конструктивный диалог;
• умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научнопопулярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в
соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей
творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы,
презентации, проекты);
• способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и
эвристические приемы.
1.3.Предметные результаты:
• целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до
гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
• яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и
памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
• способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической
науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления,
обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных
версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально - этических
вопросов далекого прошлого;
• представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем
мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять
последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками,
тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей
эры» и «наша эра»
• уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и
группировать их по предложенным признакам;
• уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира,
выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и
общие выводы о результатах своего исследования;
• умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников
истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам
подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и
дополнительные источники информации;
• умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию,
формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего
мира;
• умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими
явлениями и процессами;
4
• готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и
взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками
истории Древнего мира, способствовать их охране.
6 КЛАСС
Личностными результатами:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы
исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.),
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными
возможностями;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через
понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей
предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание
важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской
народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с
возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся
под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
•1.2. Метапредметные результаты:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной
деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения
учебной задачи;
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически
оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации — материалы на электронных
носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде
образовательного
учреждения,
федеральных
хранилищах
образовательных
информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному
материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью
учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью
(сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного
сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных
работ;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности,
отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения
работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
5
1.3. Предметные результаты:
• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных
хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого
общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих
её территорию;
• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и
роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении
человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и
государств, местах важнейших событий;
• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на
жизнь человека;
• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных
славян и их соседей;
• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и
государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества,
религиозных верований людей;
• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности,
отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических
источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего
периода развития человечества;
оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности
исторических личностей;
• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную)
информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий
и личностей с опорой на конкретные примеры;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её
результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение
краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников
на территории современной России;
• • личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода
Древней и Московской Руси;
• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного
многообразия народов Евразии в изучаемый период.
7 КЛАСС
1.1Личностными результатами:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы
исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.),
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание
важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными
возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
6
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими
мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других
обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
2.1. Метапредметных результатов:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать
правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения
учебной задачи;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и
фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить
информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного
учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и
Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью
учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных
видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация,
дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ - технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации
информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности,
отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения
работы;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество
выполнения задания.
1.3.Предметные результаты:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—
XVII вв.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• использование сведений из исторической карты как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах
населяющих её народов;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России,
исторических событий и процессов;
• использование знаний о месте и роли России во все мирно-историческом процессе в
изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих
черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство»,
7
«всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и
процессами, их влияния на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия
предков;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов,
раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий
и др.);
• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений
и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в
средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового
человека о мире;
• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи
Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических
установок, национальных интересов Российского государства;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам
прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её
результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение
краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников
на территории современной Российской Федерации;
• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников
средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных
достоинствах и значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное
осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
8 КЛАСС
Личностные результаты:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы
исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по
конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с
возрастными возможностями;
• уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия,
понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей
предшествующих эпох;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание
важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального
российского народа;
• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под
руководством учителя);
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
1.2.Метапредметные результаты:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и
познавательной деятельности;
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения
действий;
• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с
планируемыми результатами;
8
• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в
индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в
федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом
Интернете (под руководством педагога);
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному
материалу;
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных
видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств
(высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде
письменных работ;
1.3.Предметные результаты:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов как
необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
• умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их
познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и
культурных памятников своей страны и мира.
знать и понимать:
• имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
• основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития;
• изученные виды исторических источников;
9 КЛАСС
1.1.Личностные результаты:
• освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических
группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на
территории России в XIX в.;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую
толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;
• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям
исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность
противостоять им;
• внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе
равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
• готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных
предпочтений.
1.2.Метапредметные результаты:
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных
учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;
• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно
оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;
• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные
мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;
9
• работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать
выбор;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём
сотрудничества;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные
высказывания;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
1.3.Предметные результаты:
• представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX
века.;
• знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый
период;
• представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
• умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий
социальных групп;
• представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
• знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и
славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их
отличительных черт и особенностей;
• установление взаимосвязи между общественным движением и политическими
событиями (на примере реформ и контрреформ);
• определение и использование основных исторических понятий периода;
• установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и
Азии в XIX в.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе)
информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и
познавательного инструментария социальных наук;
• анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные
акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка,
мемуарная литература и др.);
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий
и личностей;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным
вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя
России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной
Европы);
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её
результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
10
• представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места
культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
2.Содержание учебного предмета
5 класс
Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и
собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Первобытные
земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление
неравенства и знати. Счет лет в истории. Историческая хронология. Измерение времени
по годам. Древний Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и
ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов.
Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних
египтян. Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и
его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство.
Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Индия и Китай в древности.
Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец
Конфуций. Первый властелин единого Китая. Древнейшая Греция. Греки и критяне.
Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних
греков. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики
теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие
колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности.
Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на
Элладу. Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В городе
богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская
демократия при Перикле. Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады
подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии
Египетской. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древний
Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Рим – сильнейшая
держава Средиземноморья. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства
Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны в Риме.
Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря.
Установление империи. Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской
империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые
христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители.
Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при
Константине. Взятие Рима варварами.
6 класс
Введение. Живое Средневековье. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.).
Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VIVIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность
Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье. Византийская империя и
славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.
Культура Византии. Образование славянских государств. Арабы в VI-XI вв.
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.
Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых
городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века. Католическая церковь в
XI-XIII вв. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и
еретики. Крестовые походы. Образование централизованных государств в Западной
Европе (XI-XV вв.) Как происходило объединение Франции. Что англичане считают
началом своих свобод. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во
Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на
Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия
11
в XII-XV вв. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. Гуситское движение в
Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Культура Западной
Европы в Средние века. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в
Италии. Научные открытия и изобретения. Народы Азии, Америки и Африки в Средние
века. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и
доколумбовой Америки.
7 класс
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение.
Реформация. Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и
выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их
последствия. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух
предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое
время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры
Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало Реформации в Европе.
Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные
войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Первые революции Нового
времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях).
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций.
Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии.
Международные отношения в XVI – XVII вв. Традиционные общества Востока. Начало
европейской колонизации. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего
Нового времени. Начало европейской колонизации.
8 класс
Введение. Мир в на рубеже XVII-XVIII вв. Европейское общество в Новое раннее время
в начале XVIII в. Эпоха Просвещения. Время преобразований. Великие просветители
Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре.
Промышленный переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за
независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и
начало Великой французской революции. Великая французская революция. От монархии
к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Страны
Востока в XVIII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.
Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.
9 класс
Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. От традиционного общества к обществу
индустриальному. Становление индустриального общества. Индустриальная революция:
достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся
мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира.
XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой
картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и
государство. Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской
империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь
к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к
политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на
пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту
Европы. Парижская коммуна. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и
проблемы индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под
солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика.
Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к АвстроВенгрии: поиски выхода из кризиса. Две Америки. США в XIX в.: модернизация, отмена
рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику.
Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Традиционные общества в XIX
12
в.: новый этап колониализма. Япония на пути модернизации: «восточная мораль –
западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение
традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. Международные
отношения: обострение противоречий. Международные отношения на рубеже XIX–XX вв.
История России.
6 класс
Введение. Наша Родина Россия. Народы и государства на территории нашей страны в
древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России.
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование
первых государств. Восточные славяне и их соседи. Русь в IX — первой половине XII в.
Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя
Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при
наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная
организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси.
Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного
края в древности. Русь в середине ХII — начале XIII в. Политическая раздробленность в
Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные
и юго-западные русские княжества. Русские земли в середине XIII — XIV в. Монгольская
империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. СевероЗападная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй,
население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского
княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы.
Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV
в. Родной край в истории и культуре Руси. Формирование единого Русского государства.
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское
княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское
государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV —
начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование
культурного пространства единого Российского государства. Истории и культура родного
края.
7 класс
Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий.
Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. Формирование единых
государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя
политика Российского государства в первой трети XVI в. Государства Поволжья,
Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во
второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые».
Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в. Культура и
повседневная жизнь народов России в XVI в. Смутное время. Россия при первых
Романовых. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале
XVII в. Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое
развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном
устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные
движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой»
российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная
церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские путешественники и
первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в.
Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов
Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.
8 класс
Введение. У истоков российской модернизации. Россия в эпоху преобразований Петра I.
Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления
13
Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I.
Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная
реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения.
Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ.
Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории
страны. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых
переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг.
Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в
1725—1762 гг. Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных
отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при
Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в.
Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и
национальная политика Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения
Новороссии и Крыма. Россия при Павле I. Внутренняя политика Павла I. Внешняя
политика Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в.
Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в.
Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и
скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в
повседневной жизни российских сословий.
9 класс
Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I:
начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801—
1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя
политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во
внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра
I. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное
движение при Александре I. Выступление декабристов. Россия во второй четверти XIX в.
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.
Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное
движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I.
Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—
1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой
половине XIX в. Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и
предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа
1861 г Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Социальноэкономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при
Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика
Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра
II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия в 1880—1890-е гг. Александр III:
особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе.
Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика
Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во
второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Россия в
начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития.
Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало
правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II.
Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические
реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина.
Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры.
3. Тематическое планирование
14
7 класс (28 час)
1
Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические 19
открытия. Возрождение. Реформация
2
Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные 9
отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)
8 класс
1
Введение
1
2
Тема 1 Эпоха Просвещения. Время преобразований
13
3
Тема 2.Франция в XVIII в.
6
4
Тема 3. Традиционные общества Востока.
6
5
Повторение
2
1
Введение
От традиционного общества к обществу индустриальному.
1
2
Тема 1 . Начало индустриальной эпохи
7
3
Тема 2. Страны Европы и США в первой половине XIX в.
10
4
Тема 3. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX — начале XX в.
5
5
Тема 4 . Страны Европы и США во второй половине XIX — начале XX в.
6
6
Тема 5. Международные отношения в XIX веке
2
9 класс
15
Итого:
31
1
Тема 1. Россия в XVI веке
20
2
Тема 2. Смутное время. Россия при первых Романовых
20
Итого
40
1
Введение
1
2
Тема 1. Россия в эпоху преобразований Петра
13
3
Тема 2. Россия при наследниках ПетраI: эпоха дворцовых 6
переворотов
4
Тема 3. Российская империя при Екатерине II
9
5
Тема 4. Россия при Павле I
2
6
Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII веке
9
Итого
40
7 класс
8 класс
9 класс 71час
1
Тема 1. Россия в первой четверти XIX века
13
2
Тема 2. Россия во второй четверти XIX века
14
3
Тема 3. Россия в эпоху Великих реформ
13
16
4
Тема 4. Россия в 1880-1890-е годы
14
5
Тема 5. Россия в начале XX века
17
Итого
71
Приложение 1.
№
Ном
ер
разд
ела
и
тем
ы
урок
а
Тема урока
КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
КолДата
Дата
во
(план)
(факт)
часов
Примечание
Причина
корректировки
7 класс (28 час)
Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение.
Реформация (19 ч)
1
1.1
Введение. От Средневековья к 1
Новому времени
2.09
2
1.2
Технические
открытия
выход к Мировому океану.
и 1
5.09
3
1.3
Встреча
миров.
Великие 1
географические открытия и их
последствия.
9.09
45
1.41.5
Усиление королевской власти 2
в XVI - XVII вв. Абсолютизм
в Европе.
12.09
67
1.61.7
Дух
предпринимательства 2
преобразует экономику
16.09
8
1.8
Европейское
общество
в 1
раннее
Новое
время.
Повседневная жизнь
19.09
17
9
1.9
Великие гуманисты Европы.
1
23.09
10
1.10
Мир
художественной 1
культуры Возрождения
26.09
11
1.11
Рождение новой европейской 1
науки.
30.09
12
13
14
15
16
1.12- Начало Реформации в Европе. 2
1.13 Обновление христианства.
3.10-7.10
1.14- Распространение Реформации 2
1.15 в Европе. Контрреформация.
10.1014.10
17
18
1.17- Религиозные
войны
и 2
1.18 укрепление
абсолютной
монархии во Франции
19
1.19
1.16
Королевская
власть
и 1
Реформация в Англии. Борьба
за господство на море
Повторительно-обобщающий
1
17.10
21.1024.10
7.11
Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за
первенство в Европе и колониях) (9 ч)
20 2.1- Освободительная война в 3
11.112.2- Нидерландах.
Рождение
14.1121 2.3
Республики
Соединённых
18.11
провинций.
22
23 2.4- Парламент против короля. 3
21.112.5- Революция в Англии. Путь к
25.1124 2.6
парламентской монархии.
28.11
25
26 2.8.
Международные отношения в 2
2.12,5.12
XVI - XVIII вв.
27
Итого: 28
8 класс (28 час)
Тема 1.Эпоха Просвещения. Время преобразований (13час.)
1
Введение
1
5.09
23
1.11.2
Великие
Европы.
просветители 2
45-
1.31.4-
Мир
художественной 3
культуры Просвещения
18
6.09,12.0
9
13.09,
19.09,
6
78
910
1.5
1.61.7
1.81.9
11
13
1.10- Война
за
независимость. 3
1.11- Создание
Соединённых
1.12 Штатов Америки.
10.10,
11.10,
17.10
Повторительно - обобщающий 1
урок
Тема 2.Франция в XVIII в. (6ч.)
18.10
На пути к индустриальной эре. 2
Английские
колонии
Северной Америке.
в 2
20.09
26.09,
27.09
3.10, 4.10
14
1.13
15
16
17
18
19
20
21
22
2.12.22.3
Причины и начало Великой 3
французской революции
24.10,25.
10, 7.11
2.42.52.6
Великая
французская 3
революция. От монархии к
республике.
8.11,14.1
1,15.11
3.13.2
Тема
3.Традиционные 2
общества
Востока.
(6ч)
Начало
европейской
колонизации.
Государства
Востока:
традиционное общество в
эпоху
раннего
Нового
времени.
21.11,22.
11
23
24
25
26
27
28
1
3.33.4
Государства Востока.
2
28.11,29.
11
3.53.6
Начало
колонизации.
европейской 2
5.12,6.12,
Повторение
2
12.12,13.
12
2
3
Введение
1
От традиционного общества к
обществу индустриальному (9
класс)
Тема 1 . Начало индустриальной эпохи(7 час)
1.1
Экономическое развитие в 1
XIX-начале XX века
1.2
Меняющееся общество
1
19
2.09
3.09
4.09
4
56
78
1.3
1.41.5
1.61.7
Век демократизации
«Великие идеологии»
910
11
12
13
2.12.2
2.32.4
Консульство и Империя
2
2
1
24.09
14
2.6
1
30.09
15
2.7
Франция в первой половине
XIX в, :от Реставрации к
Империи
Великобритания:
экономическое лидерство и
политические реформы
« От Альп до Сицилии»:
обьединение Италии
Германия в первой половине
XIX века.
17.09,18.
09
23.09
1
2.10
16
2.8
7.10
17
2.9
Монархия
Габсбургов
и 1
Балканы в первой половине
XIX века
США до середины XIX века.: 1
рабовладение,
демократия,
экономический рост
1
2
9.09
10.09
Образование и наука. XIXвек 2
11.09
в зеркале художественных
исканий
Тема 2. Страны Европы и США в первой половине XIX века(10 ч)
2.5
8.10
Повторительно-обобщающий 1
8.10
урок по теме « Страны Европы
и США в первой половине
XIX века»
Тема 3 Азия, Африка и Латинская Америка в XIX-начале XX века (5 час)
19 3.1
Страны Азии в XIX-начале 1
9.10
XX века
20 3.2
Африка в XIX- начале XX 1
14.10
века
21 3.3
Латинская Америка: нелегкий 1
15.10
груз независимости
22 3.4
Повторительно-обобщающий 1
16.10
урок по теме
23 3.5
Контрольная работа
1
21.10
Тема 4 . Страны Европы и США во второй половине XIX века(6 часа)
24 4.1
Великобритания до Первой 1
22.10
мировой войны
25 4.2
Франция :Вторая империя и 1
23.10
Третья республика
26 4.3
Германия
на
пути
к 1
5.11
европейскому лидерству
27 4.4
Австро- Венгрия и Балканы до 1
6.11
Первой мировой войны
18
2.10
20
Италия: время реформ и 1
11.11
колониальных захватов
29 4.6
США в эпоху «позолоченного 1
12.11
века» и прогрессивной эры»
Тема 5.Международные отношения: обострение противоречий(2 часа)
30 5.1- Международные отношения: 2
18.11,
5.2- дипломатия или войны?
19.11
31
Итого
31
28
4.5
7 класс (40ч.)
Тема I. Россия в XVI в. (20 ч)
Мир и Россия в начале
2
эпохи
Великих
географических
открытий
Территория,
население
и 1
хозяйство России в начале
XVI в.
9.12,12.1
2
1.41.5
Формирование
единых 1
государств в Европе и России
19.12,23.
12
6
1.6
Российское государство
первой
трети XVI в.
26.12
7
1.7
Внешняя
политика 1
Российского государства в
первой трети XVI в
6.01
89
1.71.8
Государства
Поволжья, 2
Северного
Причерноморья,
Сибири в середине XVI в.
9.01,13.0
1
10
11
12
13
14
15
16
1.91.10
Внешняя политика России во 2
второй половине XVI в.
16.01,20.
01
1.11- Российское общество XVI в.: 2
1.12 «служилые» и «тяглые»
23.01,27.
01
1.13- Опричнина
1.14
2
30.01,3.0
2
1
6.02
17
-
1.16- Церковь и государство в XVI 2
1.17 в.
12
1.11.2
3
1.3
45
1.15
Россия в конце XVI в.
в 1
21
16.12
10.02,13.
02
18
19
20
21
1.18
Культура и повседневная 1
жизнь народов России в XVI
в.
1.19- Повторительно-обобщающий 2
1.20 урок
или
контрольнооценочный урок по теме I (по
усмотрению учителя)
17.02
20.02,24.
02
Тема II. Смутное время. Россия при первых Романовых (20 ч)
22
2.1
Внешнеполитические
связи
России с Европой и Азией в
конце XVI — начале XVII в.
27.02
23
24
25
26
27
2.22.3
Смута
в
государстве
2.03.5.03
2.42.5
Окончание Смутного времени
9.03,12.0
3
2.6
Экономическое
России в XVII в.
12.03
28
29
2.72.8
Россия
при
первых 2
Романовых:
перемены
в
государственном устройстве
16.03,19.
03
30
2.9
Изменения
структуре
общества
30.03
31
2.10
Народные движения в XVII в.
2.04
32
2.11
Россия
в
системе
международных отношений
6.04
33
2.12
«Под рукой» российского
государя: вхождение Украины
в состав России
9.04
34
35
2.13- Русская православная церковь
2.14 в XVII в. Реформа патриарха
Никона и раскол
36
2.15
Русские путешественники и
первопроходцы XVII в.
20.04
37
2.16
Культура народов России в
XVII в.
23.04
Российском
в
развитие
социальной
российского
13.04,16.
04
22
38
39
2.17- Народы России в XVII в.
2.18 Сословный быт и картина
мира русского человека в XVII
в.
27.04,30.
04
40
Повторительно-обобщающие
уроки
или
контрольнооценочные уроки по теме II
(по усмотрению учителя)
7.05,14.0
5
Итого:
8 класс (40ч.)
40
Введение (1 ч)
У истоков российской модернизации
Тема I. Россия в эпоху преобразований Петра I (13 ч)
1
1.1
Россия и Европа в конце XVII 1
в.
19.12
2
1.2
Предпосылки
реформ
20.12
3
1.3
Начало правления Петра I
4
1.4
Великая
Северная
1700— 1721 гг.
5
1.5
Реформы управления Петра I
6
1.6
Экономическая
Петра I
7
1.7
Российское
общество
Петровскую эпоху
8
1.8
Церковная
Положение
конфессий
9
Петровских 1
1
26.12
война 1
27.12
1
16.01
политика 1
17.01
в 1
23.01
реформа. 1
традиционных
24.01
1.9
Социальные и национальные 1
движения.
Оппозиция
реформам
30.01
10
1.10
Перемены в культуре России в 1
годы Петровских реформ
31.01
11
1.11
Повседневная жизнь и быт 1
при Петре I
6.02
23
12
1.12
Значение
преобразований
страны
петровских 1
в истории
13
1.13
Повторительно-обобщающий
урок по теме I
1
7.02
13.02
Тема II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (5 ч)
14
2.1
Эпоха дворцовых переворотов 1
(1725—1762)
14.02
15
2.2
Внутренняя
политика
и 1
экономика России в 1725—
1762 гг.
20.02
16
2.3
Внешняя политика России в 1
1725—1762 гг.
21.02
17
2.4
Национальная и религиозная 1
политика в 1725—1762 гг.
27.02
18
2.5
Повторительно-обобщающий
урок по теме II
28.02
1
Тема III. Российская империя при Екатерине II (9 ч)
19
3.1
Россия
в
системе 1
международных отношений
5.03
20
3.2
Внутренняя
Екатерины II
6.03
21
3.3
Экономическое
развитие 1
России при Екатерине II
12.03
22
3.4
Социальная
структура 1
российского общества второй
половины XVIII в
13.03
23
3.5
Восстание
предводительством
Е. И. Пугачёва
под 1
19.03
24
3.6
Народы России. Религиозная и 1
национальная
политика
Екатерины II
20.03
25
3.7
Внешняя политика Екатерины 1
II
2.04
политика 1
24
26
3.8
Начало освоения Новороссии 1
и Крыма
3.04
27
3.9
Повторительно-обобщающий
урок по теме III
1
904
Тема IV. Россия при Павле I (2 ч)
28
4.1
Внутренняя политика Павла I
1
10.04
29
4.2
Внешняя политика Павла I
1
16.04
Тема V. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (9 ч)
30
5.1
Общественная
мысль, 1
публицистика, литература
17.04
31
5.2
Образование в России в XVIII 1
в.
23.04
32
5.3
Российская наука и техника в 1
XVIII в.
24.04
33
5.4
Русская архитектура XVIII в.
1
30.04
34
5.5
Живопись и скульптура
1
8.05
35
5.6
Музыкальное и театральное 1
искусство
14.05
36
5.7
Народы России в XVIII в.
1
15.05
37
5.8
Перемены в повседневной 1
жизни российских сословий
21.05
38
5.9
Повторительно-обобщающий
урок по темам IV и V
22.05
1
Резерв: 2 часа
Тема I. Россия в первой четверти XIX в. (13 ч)
9 класс
1- 1.1- Россия и мир на рубеже 2
2
1.2
XVIII—XIX вв. Александр I:
начало правления. Реформы
М. М. Сперанского
34
1.31.4
Внешняя
политика 2
Александра I в 1801—1812 гг.
20.11,
25.11
5-
1.5-
Отечественная война 1812 г.
26.11
2
25
6
78
1.6
1.71.8
910
1.91.10
11
12
1.11- Социально-экономическое
2
1.12 развитие страны в первой
четверти XIX в
10.12
11.12
13
1.13
Общественное движение при 1
Александре I. Выступление
декабристов
16.12
Заграничные походы русской 2
армии. Внешняя политика
Александра I в 1813—1825 гг.
Либеральные и охранительные 2
тенденции во внутренней
политике Александра I в
1815— 1825 гг.
27.11
2.12 3.12
4.12 9.12
Тема II. Россия во второй четверти XIX в. (14 ч)
14
15
2.12.2
Реформаторские
и 2
консервативные тенденции во
внутренней политике Николая
I
17.12
18.12
16
17
2.32.4
Социально-экономическое
развитие страны во второй
четверти XIX в.
2
23.12
24.12
18
19
20
2.52.6
Общественное движение при 2
Николае I
25.12
30.12
2.7
Национальная и религиозная 1
политика
Николая
I.
Этнокультурный
облик
страны
6.01
21
22
2.82.9
Внешняя политика Николая I. 2
Кавказская война 1817—1864
гг.
8.01
13.01
23
24
25
26
2.10- Крымская война 1853—1856 2
2.11 гг.
14.01
15.01
2.12- Культурное
пространство 2
2.13 империи в первой половине
XIX
20.01
21.01
27
2.14
Повторительно-обобщающий
урок по темам I и II
1
26
22.01
-
Тема III. Россия в эпоху Великих реформ (13 ч)
28
29
3.13.2
Европейская
2
индустриализация
и
предпосылки реформ в России
27.01
28.01
30
31
3.33.4
Александр
II:
начало 2
правления.
Крестьянская
реформа 1861 г.
29.01
32
33
3.53.6
Реформы 1860—1870-х гг.: 2
социальная
и
правовая
модернизация
3.02
4.02
34
35
36
3.7- Социально-экономическое
3
3. 8- развитие
страны
в
3.9
пореформенный
период
Общественное движение при
Александре II и политика
правительства
5.02
10.02
11.02
37
38
3.10
3.11
Национальная и религиозная 2
политика
Александра
II.
Национальный
вопрос
в
России и Европе
12.02
17.02
39
40
3.12- Внешняя
политика 2
3.13 Александра
II.
Русскотурецкая война 1877—1878 гг.
18.02
19.02
Тема IV. Россия в 1880—1890-е гг. (14 ч)
41
42
43
44
45
46
47
4.14.2
Александр III: особенности 2
внутренней политики
24.02
25.02
4.34.4
Перемены в экономике
социальном строе
26.022.03
4.54.6
Общественное движение при 2
Александре III
3.03
4.03
4.7
Национальная и религиозная 1
политика Александра III
9.03
48
49
50
-
4.84.9
Внешняя
Александра III
политика 2
10.03
11.03
4.10- Культурное
пространство 3
4.11- империи во второй половине
16.03
17.03
и 2
27
51
4.12
XIX
18.03
52 4.13- Повседневная жизнь разных 2
4.14 слоёв населения в XIX в.
53
Тема V. Россия в начале XX в. (17 ч)
30.03
31.03
54
55
5.15.2
Россия и мир на рубеже XIX— 2
XX
вв.:
динамика
и
противоречия
развития.
Социально-экономическое
развитие страны на рубеже
XIX—XX вв.
1.04
6.04
56
57
5.35.4
Николай II: начало правления. 2
Политическое
развитие
страны в 1894—1904 гг.
7.04
8.04
58
59
5.55.6
Внешняя политика Николая II. 2
Русско-японская война 1904—
1905 гг.
13.04
14.04
60
61
5.75.8
Первая российская революция 2
и политические реформы
1905—1907 гг.
15.04
20.04
62
63
64
65
66
5.95.10
Социально-экономические
реформы П. А. Столыпина
2
21.04
22.04
5.11- Политическое
развитие 2
5.12 страны в 1907—1914 гг.
27.04
28.04
Серебряный
культуры
век
русской 3
67
Наш край в XIX- начале XXв
2
68
Обобщение
по
теме
«Российская империя в XIXначале XXв
Введение. Новейшая история
России с 1914 г по новейшее
время
Российская империя накануне
революции
Февральская революция 1917
года
Октябрь 1917 года и его
последствия
Образование СССР. Влияние
революционных событий в
1
69
70
71
72
73
1
1
1
1
1
28
29.04
6.5
11.05
16.05
17.05
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
России
на
общемировые
11процессы XXвека
Нападение
гитлеровской 1
Германии на СССР
Крупнейшие битвы в ходе 1
войны
1
Организация борьбы в тылу
врага: партизанское движение
и подполье
СССР и союзники
1
Всемирно-историческое
1
значение Победы СССР в
Великой Отечественной войне
Распад СССР
1
Становление демократической 1
России
Россия в начале XXI века.
1
Восстановление
единого
правового пространства
Вхождение
Крыма
и 1
Севастополя в состав России
Российская Федерация на 1
современном этапе
Итоговое повторение по теме 1
«Великая
Отечественная
война»
29