Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность: читательская грамотность»
для обучающихся 7 класса
на 2023-2024 учебный год
Составитель программы:
Учитель русского языка и литературы
Полякова А.Н.
х. Волоцкий
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» составлена на основе требований к результатам освоения ФГОС ООО, и в
соответствии с Основной образовательной программой МКОУ «Волоцкая СШ».
Исходными документами для составления данной программы являются:
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
ФГОС ООО. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 г. № 474;
Приказ Министерства просвещения РФ № 254 от 20 мая 2020 года «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N
996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
ООП ООО МКОУ «Волоцкая СШ» (утв. приказом директора № 15а д/о от
15.01.21 г);
Учебный план МКОУ «Волоцкая СШ» (утв. приказом директора № 307 от
31.08.23);
Календарный учебный график МКОУ «Волоцкая СШ» (утв. приказом
директора № 308 от от 31.08.23).
На занятиях используются материалы следующих изданий:
1.
Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб.
пособие для общеобразоват. организаций / Г.С. Ковалёва, О.Б. Логинова, Н.А. Авдеенко,
С.Г. Яковлева; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. — 2-е изд. — М.; СПб.:
Просвещение, 2021. — 126 с.: ил. — (Функциональная грамотность для обучающихся в
возрасте
10-13
лет.
Учимся
для
жизни).
Электронная
книга:
https://media.prosv.ru/content/item/10078/
2.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск в 2-х
частях: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Ковалева Г.С., Рябинина Л.А.,
Сидорова Г.А.; под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой. – 2-е изд. – СПб.: Просвещение,
2022.
3.
Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Читательская
грамотность. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных
организаций. Часть 1. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. Москва. СанктПетербург. «Просвещение» 2020.
4.
Проведение Дня единого текста в школе: сборник методических материалов
/ под ред. Н.В. Киселевой. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. – Текст: электронный.
Ступень обучения: основное общее образование.
Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю.
Срок реализации 2022-2023 учебный год.
Программа предполагает развитие основ читательской компетенции у
обучающихся 7 классов, составляющих основу функциональной грамотности.
Цели курса
формированиеиразвитиеличностиребёнканаосноведуховнойиинтеллектуально
й потребностив чтении;
формированиеиразвитиеосновчитательскойкомпетенции,способствующейдост
ижениюрезультативностиобученияповсемпредметамобразовательной программы школы;
формирование
функциональной
грамотности
учащихся
как
элементаобщейкультурычеловека,живущеговоткрытоминформационномпространстве.
Задачи
развивать в процессе чтения и осмысления текстов
эстетическиечувства,формироватьдуховно-нравственныеосновыличности;
вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением,
активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
развиватьинтеллектуальнуюсамостоятельностьучащихся,формироватьнавыки
самоконтролявпроцессеосвоенияспособовдеятельности;
освоитьбазовыйпонятийныйаппарат,связанныйсчтениемкакуниверсальнымвид
омдеятельности(названиявидовчтения)иинструментарийформированиявидовцелевого
чтения(просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в
работе с книгой и текстом как единицей информации;
учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания,
интерпретации рефлексивной оценки информации на основе
углубления базовых знаний по теории текста;
использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
использованияприёмовобработкиинформациивзависимостиотцелиеёдальнейш
егоиспользования;
использованияприёмоворганизациирефлексивнойдеятельностипослечтенияио
смыслениятекстов.
Программавнеурочнойдеятельностиреализуетсяназанятиях,отличающихсяобщейпр
актическойнаправленностьюидеятельностнымхарактером.Теоретическиеосновыпрограмм
ыдаютсядозированноипостигаются через практическую деятельность, которая не только
обеспечитформированиеосновчитательскойкомпетентности,ноизаинтересуетучащихся,поб
удиткчтению.
Заданиядлявыполнения,предлагаемыевпроцессевнеурочнойдеятельности,характери
зуютсянеоценочной,аобучающейиразвивающейнаправленностью.
Достижениями
учащихся
являются
умения,
сформированныевпроцесседеятельностиивыделенныевпланируемыхрезультатах.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
формирование у обучающихся активной жизненной позиции;
осознанночитатьтексты,выбираястратегиичтенияиработыстекстом,длядостиже
нияположительногорезультатаучебнойдеятельности,удовлетворения
личностных
познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
использовать
полученный
опыт
восприятия
и
понимания
информациидляформированиясобственнойпозиции,оценочногомнениянаосновепрочитанн
ых текстов.
Метапредметные результаты:
овладеют
элементарными навыками работы с книгой и текстом;
умениямиставитьпередсобойцельчтенияивыбиратьсоответствующийцеливидч
тения(поисковый/просмотровый,ознакомительный,изучающий/аналитический);
элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи(в
первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).
Применяястратегиичтениявработестекстом,учащиесясмогутосуществлять
деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на
основе умений:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
предвосхищатьсодержаниетекстапозаголовкусопоройнаимеющийсячитательс
кийи жизненный опыт;
находитьвтекстетребуемуюинформацию(явную):главнуюивторостепенную,
фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную ит.п.;
выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяястратегиичтениявработестекстом,учащиесясмогутосуществлять
деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе
умений:
понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах
текстов;
выбиратьизтекстаилипридумыватьзаголовок,соответствующийсодержаниюио
бщемусмыслутекста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной
и письменной форме главное в содержании текста;
задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
прогнозировать содержание текста;
использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяястратегиичтениявработестекстом,учащиесясмогутосуществлятьдеятельно
сть,направленнуюна понимание и преобразование информации, на основе умений:
составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
делатьпометки,выписки,цитироватьфрагментытекставсоответствиискоммуник
ативнымзамыслом;
преобразовыватьтекст,используяновыеформыпредставленияинформации(опор
ныесхемы,таблицы,рисункиит.п.).
Применяястратегиичтениявработестекстом,учащиесясмогутосуществитьдеятельнос
ть,направленнуюна оценку информации и рефлексию, на основе умений:
откликатьсянасодержаниетекста:связыватьинформацию,обнаруженнуювтекст
е,со своими представлениями о мире;
оцениватьутверждения,находитьдоводывзащитусвоейточкизрениявтексте;
использовать полученную из разного вида текстов информацию
дляустановлениянесложныхпричинноследственныхсвязейизависимостей,объяснения,обоснования утверждений/ тезисов.
Содержание курса
Читательскаяграмотность–этоспособностьчеловекапонимать,использовать,
оценивать
тексты,
размышлять
о
них
и
заниматься
чтением
длятого,чтобыдостигатьсвоихцелей,расширятьсвоизнанияивозможности,участвоватьвсоци
альнойжизни.
Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных
параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди
метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с
информацией. Успешное обучение в основной школе невозможно без сформированности
у
обучающихся
читательской
грамотности.Несмотрянато,чтовопросамобучениячтениювобразованиивсегдапридавалось
большоезначение,задачаразвитиячитательскойграмотностиявляетсяновойобластьюдлясовр
еменнойшколы,решающейзадачиреализациитребованийФГОС.
Уровеньовладениячитательскойграмотностьюявляетсяоднойизважныххарактеристи
ксовременногоученика.Данные,полученныеврамкахмеждународных исследований оценки
читательской грамотности, показывают, насколько актуальна сегодня эта проблема.
Нет необходимости говорить о том, что, не научившись хорошо
читать,ребенокнесможетбыстроикачественновыполнитьзаданиеполюбомупредметушколь
нойпрограммы,егограмотностьбудетоставлятьжелатьлучшего, устная речь недостаточно
развита.
Чтение – это основной способ получения информации по всем
учебнымпредметам,поэтомуотумениявоспринимать,понимать,интерпретироватьинформац
ию,
получаемую
при
чтении,
зависит
успешность
образовательногопроцессавцелом.Единицейинформацииявляетсятекст,поэтому
умение
правильно
работать
с
текстом
относится
к
универсальным,
основополагающимиобоснованноявляетсянеобходимымзвеномвпрограммеформированияс
тратегиисмысловогочтения.
Настоящая программа внеурочной деятельности адресована учащимся 6-7классов
общеобразовательной
школы
и
является
необходимым
дополнением
кпрограммамвсехучебныхдисциплин,таккакформированиенавыковсмыслового
чтения
является стратегической линией школьного образования в целом.
Поурочное планирование (7 класс)
№
п/п
Кол-во
часов
Характеристика
учебной деятельности
1-2 Как построен текст?
(Строение
текстов
разных типов речи)
2
Составление таблицы/опорной
схемы/опорного конспекта по
теории типов речи
3-4 «Сцепления»в тексте
(Смысловые связи в
тексте)
2
5-6 Ролевая игра
7-8 Стили речи.
Погружение в
текст.
9-10 Погружение в текст.
2
2
1112
1314
1516
Тема урока
Воображение и
прогнозирование.
Диалог с текстом.
2
2
https://uchitelya.com/russki
y-yazyk/37836prezentaciya-teksttekstovedenie-sozdanieteksta-7-klass.html
Развитие интеллектуальных
https://kopilkaurokov.ru/pr
умений выявлять и определять ochee/presentacii/pismenny
причинно- следственные связи, i_tekst_i_ego_strukturno_s
устанавливать аналогии и
myslovye_priznaki
сравнения
Ролевая игра
Логико-смысловой анализ текста https://lusana.ru/presentatio
художественного
n/35112
или публицистического стиля речи
Выделение тезиса и аргументов
примеров в тексте учебного стиля
речи
Прогнозирование содержания
2
Составление вопросов к тексту
Диалог с текстом
(«Толстые
и
тонкие»вопросы)
17- Диалог с текстом
18 (Выделение
главной
мысли)
2
Составление вопросов к тексту
2
19- Игра
20
21- Учимся читать«между
22 строк»
(Скрытая информация
в тексте)
2
Составлениевопросоввгруппах,вза
имообменвопросамимеждугруппа
мииответынатеизних,которыенебы
лиучтеныгруппой
Участие в командной игре
23- Что помогает понять
24 текст?(План текста)
2
2
ЦОР
Осмыслениеинформации,осуществ https://urok.1sept.ru/article
ляямыслительныеоперациианализа
s/682130
ивыделенияглавной
И второстепенной, явной и
скрытой информации
Структурированиеинформациивов https://infourok.ru/prezenta
ремячтенияипослечтения,преобраз ciya-po-russkomu-yazykuованиеификсирование
na-temu-informacionnayaсжатой информации в форме
pererabotka-teksta-plan-
плана
teksta-7-klass6233674.html
https://resh.edu.ru/subject/l
esson/1241/
25- Что помогает понять
26 текст(Кодирование
информации: пометки,
выписки, цитаты)
2
Структурированиеинформациивов
ремячтенияипослечтения,перераба
тываниеификсированиесжатой
информации в форме плана
27- Когда текст прочитан.
28
2
Обработка и предъявление
информации: план текста и
пересказ текста
29- Когда текст прочитан
30 (Оценка информации)
2
31- Практикум
32 (Тестовая работа по
комплексному
применению
умений
работать с текстом)
33- Чему я научился
34
2
Создание вторичного текста на
базе другого (исходного текста):
пересказ (изложение) как средство
Формирования коммуникативных
умений.
Работа с текстом
https://infourok.ru/prezenta
ciya-prostoy-i-slozhniyplan-teksta-klass2867849.html
2
Тема1.Какпостроентекст?(Строение текств разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста причтении и
выявлении,
понимании
информации.
Типы
речи
(повествование,описание,рассуждение,оценкадействительности)иихсочетаниевтекстах.Пр
иёмфотографированияприопределениитипаречи.Связьскомпозициейтекста(делениетекста
наабзацы/микротемы).Способысвязимеждупредложениями(частями)втексте:цепная,парал
лельная,комбинацииспособов. Логика развёртывания информации: данное и новое в
текстах с разными способами связи. Средства связи.
Структура текста
Внешнюю структуру текста, как правило, можно охарактеризовать тремя частями:
вступление,
основная
часть,
заключение.
Внутреннее
жестроениеегозачастуюгораздосложнее,т.к.представляетсобойразвертываниекомпозиции.
Крометого,присозданиитекстаучитываетсяиегостилистическаяпринадлежность.Кпримеру,
очевидно,чтоофициальныйтекстзаявленияихудожественныйтекстрассказанетождественны
впланевнутреннейорганизации.Такимобразом,существуют тексты, составленные по
заранее
заданной
схеме,
и
тексты,характеризующиесяотносительнойсвободойпостроения,зависящейотиндивидуальн
ойманеры изложения автора.
Абзац.Структуратекстахарактеризуетсятем,чтоончленитсянаединицыболее
крупные, чем предложения–абзацы.
Каждый абзац имеет свою микротему, которая играет роль основного связующего
начала в названном отрезке текста. Не все абзацы являются одно темными. Иногда они
бывают и много темными.
Основным
признаком,
сигнализирующим
о
границе
между
абзацами,являетсяпереходотодноймикротемыкдругой.Крометого,абзацыхарактеризуется
интонацией начала и конца: завершение его маркируется, как правило, значительным
понижением тона и заключительной долгой паузой; начало же следующего абзаца
определяется повышением тона.
Предложения, не входящие в абзацы. Не все предложения текста входят в абзац.
Чаще
всего
ими
бывают
первые
и
последние
предложенияречевогопроизведения(которыеотносятсянеккакомутоодномуабзацу,актекстувцелом),атакжеавторскиеотступления.
Типы речи(текста)
В
описании
тема
раскрывается
в
процессе
характеристики
предметов,явленийприроды,лицит.п.,чтооформляется,какправило,ввидеперечисленияихпр
изнаков.Отличительнымичертамиданноготипаявляютсястатичностьиодновременностьпер
ечисляемыхявлений.Всмысловом отношении основными разновидностями описания
считаютсяследующие:пейзаж,описаниеобстановки,описаниепортретаихарактеристика.
Повествование
характеризуется
тем,
что
его
микротема
раскрываетсявпроцессеразвитиядействий,состояний,событийит.п.Этоттипотличаетдинами
чность,
последовательность
сообщаемого.
В
повествовании
многоглаголов,атакжеслов,указывающихнапоследовательностьдействий:однажды,
сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, тогда,
тут, вдруг, неожиданно, войти, наконец и т.п.
Рассуждение основывается в логическом плане на умозаключении и представляет
собой развитие темы, состоящее из трех частей:
а) тезис (то, что надо доказать или объяснить);б) доказательство (объяснения,
аргументация);в)вывод (заключение, обобщениеи т.д.).
Перечисленные выше три типа речи (текста) различаются между
собойинтонацией,характернойдлякаждогоизних.Наиболеевыраженнойявляетсяинтонация
перечисления вописании.
Но следует обратить внимание на тот факт, что в чистом виде
описание,повествованиеирассуждениевстречаютсяневсегда.Оченьраспространеннымиявля
ютсятексты,вкоторыхнаблюдаетсякомбинацияназванныхтипов.
Снекоторойдолейусловностиможноориентироватьсянаследующиесхемытекстовназ
ванныхтипов:
Схема текста-повествования
1. Начал особытия.
2. Его развитие.
3. Конец события.
Схема текста-описания
1. Общее впечатление о предмете (явлении).
2. Признаки предмета(явления).
3. Отношение к предмету (явлению).Схема текста-рассуждения
Схема текста-рассуждения:
1. Вступление.
2. Тезис.
3. Доказательства(объяснения).
4. Вывод.
Тема2.«Сцепления»в тексте(Смысловые связи в тексте)
Установлениелогическихсвязейвтекстекакважнейшееумение,формирующеепонима
ниетого,очёмговоритсявтексте,чтоговоритсяикакговорится.Обучающийэффектигровыхзад
анийнаразвитиеинтеллектуальныхуменийвыявлятьиопределятьпричинноследственныесвязи,устанавливатьаналогиии сравнения и т.п.
Связность.Всепредложениявтекстестоятвопределенномпорядкеисвязаныдругсдруго
мпосмыслуиграмматически.Этотпризнакобеспечиваетсянеоднимилинесколькимиприемам
и,адостаточносерьезнымкомплексомразнообразнейшихсредств.Вкаждомконкретномпроиз
ведениииспользуется определенная их часть.
Смысловаяцелостность(цельность).Текстоммыназываемтолькототречевой продукт,
который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается
единством его темы и единством основной мысли.
Предложениявсоставетекстасоединяютсяпоособымзаконам,воплощаяправила
развертывания мысли.
Основныесредствасозданиясмысловойиграмматическойцельноститекста:единаятем
а,способсцепленияпредложений,характерсинтаксическихконструкций,порядокслов,
ударение, тематическая лексика, повтор слов, однокоренные слова, местоимения, союзы.
Лексические средства связи.
1. Лексические повторы.
Например,«Она испекла большой торт. Торт был украшен взбитыми сливками и
казался очень вкусным».
2. Однокоренные слова.
Например,«Онирешиликупитьэтотдомиобосноватьсявдеревне.Ихрешениебылороко
войошибкой».
3. Синонимы, в том
числе контекстуальные,
родовидовые
слова,
описательные обороты
Например,«Художник творил в этой студии до конца своей жизни.
Тема3.Ролеваяигра
Проводитсякакотчётовозможностяхразныхсловарей«Словариисправочники–
спутникицивилизации»:защитагрупповыхпроектов,представляющихопределённыевидысл
оварей.Обсуждениеиоценивание проектов.
Тема4-5.Стилиречи.Погружениевтекст.
Умениеопределятьглавнуюмысльтекстаипонимать,какавторлогическивыстраиваетт
екст,подчиняязамыслукомпозицию,выбираяязыковыесредствавзависимости от стиля речи.
Умениеанализироватьтекстрассуждение,одинизвостребованныхфункциональныхтипов,являющийсяфундаментальной
образовательнойединицей.Выделениеэлементоврассужденияприознакомительномиизучаю
щемчтениитекстов.
Составлениеграфсхемыпотеориитипаречирассуждения,учитывающейвидырассуждений(доказательство,объ
яснение,размышление),строениетекстарассуждения(тезис,аргументы,вывод)иходразвитиямысли(дедуктивный:вступление–тезисдоказательстватезиса-вывод,индуктивный:вступление-фактыиаргументы-тезис).Словапомощники (вопрос почему?, союзы потому что, так как).
Практикум-исследованиеучебного(научнопопулярного)текста:выявлениеимаркированиеинформации,отражающейстроениетекстарассуждения.Подборсобственныхаргументовктезису.Фиксированиерезультатавпортфолио
.
Тема6.Воображениеипрогнозирование.
Умениезадаватьвопросыипрогнозироватьразвёртываниемысли,ходразвитиязамысла
автора,необходимоепричтениикакнаучного,такихудожественноготекстов.Технология«чте
ниесостановками»ипрогнозированиедальнейшегоразвитиядействия.
Использованиеприёмапрогнозированиясодержаниявоспринимаемоготекстапозагол
овкуилиегофрагментуспособствуетконцентрациивниманияобучающихсянасодержанииреч
евогосообщения,позволяетопиратьсянапрогнозпривосприятиитекста,проверятьправильнос
тьпредвосхищениярезультата.
Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»: творческое чтение
текста и придумывание (прогнозирование) продолжений. Слушание прогнозов и
комментарий в процессе работы, сравнение продолжений с авторским вариантом.
Сравнение прогнозов с авторским вариантом, выводов возможностях разных вариантов
реализации мысли
Тема 7.Диалогстекстом.
Умение
задавать
вопросы
как
мыслительная
операция,
которая
делаетпроцессчтенияактивным,рефлексивным,помогаетпонятьлогикудвиженияиразвития
мысливтексте.Разминка(впарах)«Сочиняемисторииповопросам»:придумываниеисторий(ск
азок)повопросам,которые задаются поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке
очерёдности отвечают оба участника.
Практикум«Учимсязадаватьвопросы»:приёмыобнаружениявтекстескрытыхвопросо
в,прогнозированиеответовнаскрытыевопросыивопросы,заданныеавтором,проверкапредпо
ложенийит.д.
Начинается диалог с текстом с вычитывания информации из каждой единицы
текста
(слова,
словосочетания,
предложения)
и,
в
первую
очередь,свниманиякСЛОВУ.Этоможетбытьключевоеслово,помогающеепонятьмысль
автора; или незнакомое слово, значение которого нужно выяснить; или слово образ,
сравнение,
в
которое
автор
заложил
свое
отношение
кописываемомувтексте.Вычитаннаяинформацияпозволяетчитателюустановить, что ему
непонятно в тексте, и сформулировать непонятное в виде вопроса. Многие тексты
содержат скрытые вопросы (как это было в нашем примере). Если скрытого вопроса в
тексте
нет,
то
читатель
можетзадатьсявопросами:чтоследуетизпрочитанного?Кчемуэтоприведет?Чтослучитсядаль
ше?
Тема8.Диалогстекстом(«Толстые и тонкие»вопросы).
Умение
задавать
вопросы,
требующие
простого,
односложного
ответа(«тонкие»вопросы),ивопросы,требующиеподробного,развёрнутогоответа(«толстые»
вопросы).
Технология «РКМЧП» представляет опыт практической реализацииличностноориентированногоподходавобучении.Особенностьюданнойпедагогическойтехнологииявля
етсято,чтоучащийсяв
процессеобучениясамконструируетэтотпроцесс,исходяизреальныхиконкретныхцелей,само
тслеживаетнаправлениясвоегоразвития,самопределяетконечныйрезультат.
Приём«Таблицы вопросов»
«Тонкие» вопросы
Кто…?Что…?
Когда…?Может…?Будет…?Как
звали…?Было ли…?
Согласны ли вы…?Верно ли…?
«Толстые»вопросы
Дайте
три
объяснения,
почему…Объясните, почему…
Почему
вы
думаете…?Почему
высчитаете…?В чем различие…?
Что, если…?
Тема9.Диалогстекстом (Выделение главной мысли).
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития
мыслиавтора,выделятьвтекстеглавнуюмысль.Умениевыявлятьскрытыевопросы в тексте и
искать ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы.
Тема10.Игра-состязание«Аукцион вопросов и ответов»
Проводится
как
командная
игра,
победителем
в
которой
становитсякоманда,задавшаяпоследнийвопрос.Дидактическаяцель–диагностировать
умение задавать вопросы к тексту, разные по характеру и форме.
Тема 11. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Умениеосмыслятьинформацию,осуществляямыслительныеоперациианализаивыдел
енияглавнойивторостепенной,явнойискрытойинформации;развитиевоображения,уменияп
рогнозировать.Выявлениесмысловизвсехслов,словосочетаний,предложений,атакжеизих
монтажа в тексте. Обучающая игра «Словам тесно, а мыслям —просторно»: анализ текста
и выявление скрытой информации в тексте.
Тема12.Чтопомогаетпонятьтекст? (План текста)
Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения,
перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды
иформыплана:простойисложный;назывной/номинативный(словоилисловосочетаниессуще
ствительнымвименительномпадеже),вопросительный,тезисный.
Обучающий
тренинг
«Как
составить
план»:изучающее
чтениеучебноготекста,выявлениеглавноймысливкаждомабзаце,параллельнаязаписьглавно
й мысли в разных формах.
Вовремячтенияианализатекстаиспользуютсяпритекстовыевопросыизадания:
•
Выделите походу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
•
выделите
в тексте определения
понятий (формулировки
правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.);
•
выясните значение незнакомых слов, терминов;
•
выделите
слова, которыми
передаётся
главная
мысль
каждого абзаца;
•
запишите главную мысль абзаца кратко;
•
откорректируйте
запись
и составьте
план
в одной
форме(назывной, вопросный и т.д.)
Тема13.Чтопомогаетпонятьтекст (Перекодирование информации: пометки,
выписки, цитаты)
Умениеделатьпометки,выписки,цитироватьфрагментытекставсоответствиискоммун
икативнымзамысломнаэтапепониманияипреобразованиятекстовой информации.
Чтениеучебноготекста,составлениеизаписьплана,выписки,соответствующиепункта
мплана(фактов,ключевыхпонятий, цитат).
Полноепониманиетекста-этовычитываниетрехвидовтекстовойинформации:
фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде);
подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается
«междустрок»);
концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы).
Всоответствиивидамитекстовойинформациивыделяютсятипыучебныхзаданий,связа
нныхсосновнымигруппамичитательскихумений (деятельность).
1гр.Поискинформации,заданнойвявномвиде:
Найти конкретные сведения;
найти значения слова и фразы;
определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном
виде;
определить время и место действия рассказа.
2гр.Формулированиепрямыхвыводов,заключенийнаосновефактов,имеющихсяв
тексте:
установить связь между событиями;
понимать(определять)обобщения, имеющиеся в тексте;
выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.
3гр.Интерпретацияиобобщениеинформации:
распознать общую идею или тему текста;
описывать отношения между героями;
сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста;
понимать настроение и общий тон рассказа;
находитьпрактическоеприменениеинформацииизтекста.
4гр.Оценкасодержания,языкаиструктурытекста:
оцениватьправдоподобностьописанныхсобытий;
описывать,какимисредствамиавторвоспользовалсядлясозданиянеожиданного
эффекта;
оцениватьполнотуилиясностьинформации,представленнойвтексте;
определятьотношенияавторакосновнойтеметекста.
Тема14.Когдатекстпрочитан(Обработкаипредъявление
информации:плантекстаипересказ)
Создание
вторичноготекста
набазедругого(исходноготекста):пересказ(изложение)каксредствоформирования
коммуникативныхумений.Использованиеуменияанализироватькомпозициютекстаиотража
тьеёвплане.Изложениясэлементамиописания,сэлементамирассуждения(похарактерутексто
вогоматериала);полное,подробное,близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами
сочинения(по способупередачи содержания).
Устноеизложение:подготовкаустногосжатогопересказатекстаповествовательногоха
рактерасэлементамирассуждения(вкачествеисходногопредлагаетсяодиниззнакомыхучащи
мсятекстов).Замена/расширениеинформациисвоимиаргументами/примерами.
Плантекста – это краткаяпрограмма,которуюважнонаметитьвовремяподготовки
ксочинению,изложению,пересказу,докладу.
Какработатьнадпланом.
Структура плана рекомендуется как перечисление основных событий,вопросов по
принципу
деления
целого
на
части.
Предлагается
следующийпроцесссоставленияплана:чтение,делениеначастисприсвоениемкаждойизнихкр
аткогонаименования.
Планможетбытьпростымисложным.Простойпланотражаетвыделениеинаименовани
еглавныхчастей.Всложномпланеглавныечастисоответственно
разделятся
на
дополнительные. Преимущество сложногоплана состоит в том, что он полнее раскрывает
построение
и
содержаниетекста,позволяетглубжепроследитьзаходоммыслии
замысломавтора.
Сложныйпланпоможетвыработатьумениесжатопроизводитьзаписи,последовательн
о
излагать
свои
мысли,
быстро
восстанавливать
в
памятипрочитанное,мобилизоватьвнимание.
Правиласоставленияплана.
1. Каждаяработаначинаетсясвнимательногочтениявсеготекста.
2. Разделиегоначасти,выделивкаждойизнихглавнуюмысль.
3. Озаглавькаждуючасть.
4. Вкаждойчастивыделинесколькоположений,развивающихглавнуюмысль.
5. Проверьвселиосновныеидеи,заключенныевтексте,нашлиотражение вплане.
Памяткапосоставлениюплана.
1. Делениесодержаниянасмысловыечасти.
1. Выделениевкаждойизнихглавноймысли.
2. Нахождениезаголовкадлякаждойчасти(формулировкапунктовплана).
Составлениеплана.
Каксоставлятьпростойплан.
1. Прочтитетекст(представьтемысленно весьматериал).
2. Разделитетекстначастиивыделитевкаждойизнихглавнуюмысль.
3. Озаглавьтечасти;подбираязаголовки,заменитеглаголыименамисуществительн
ыми.
4. Прочитайтетекствовторойразипроверьте,вселиглавныемыслиотраженывплане.
5. Запишитеплан.
Требованиякплану:
а)пландолженполностьюохватыватьсодержаниетекста(темы);
б) в заголовках
(пунктах
плана) не должны
повторяться
сходныеформулировки.
Каксоставлятьсложныйплан.
Внимательнопрочитайтеизучаемыйматериал.
Разделите
его на основные
смысловые
части и озаглавьте
их(пунк
Разделите
на смысловые
части содержание
каждого
пункта
иозагл
Проверьте,не совмещаютсяли
пункты
и подпункты
плана,полностьюлиотраженовнихосновноесодержаниеизучаемого материала.
Общиеправиласоставленияпланаприработестекстом.
1. Для составления
плана необходимо
прочитать
текст про
себя,продуматьпрочитанное.
2. Разбитьтекстнасмысловыечастииозаглавитьих.Взаголовкахнадо
передатьглавнуюмыслькаждогофрагмента.
3. Проверить,отражаютлипунктыпланаосновнуюмысльтекста,связанлипоследую
щийпункт плана спредыдущим.
4. Проверить,
можно
ли, руководствуясь
этим планом,
раскрытьосновнуюмысльтекста
Тема15.Когдатекстпрочитан(Оценкаинформации)
Умениесоотноситьпрочитаннуюинформациюсосвоимжизненнымизнаниевымопыт
ом,выявлять,насколькоонаполезна,интересна,практическизначима,являетсяважнейшимре
флексивнымумением,формирующимпонастоящемуактивное,деятельное,целевоечтение.Вовремярефлексивнойработы
стекстомиспользуютсяпослетекстовыевопросыизадания:
Каксоотноситсято,что выпрочитали,стем,чтовы ужезнали?
Чтодлявасоказалосьинтересным(неожиданным)втексте?
Чтоновогоиполезноговыузналиизтекста?
1.
2.
3.
4.
Тема16.Практикум(Тестоваяработапокомплексномуприменениюуменийработ
атьсинформациейитекстом).
Тема17.Чемуянаучился.
Литература
Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций / Г.С. Ковалёва, О.Б. Логинова, Н.А. Авдеенко, С.Г.
Яковлева; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. — 2-е изд. — М.; СПб.:
Просвещение, 2021. — 126 с.: ил. — (Функциональная грамотность для
обучающихся в возрасте 10-13 лет. Учимся для жизни). Электронная книга:
https://media.prosv.ru/content/item/10078/
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 в 2-х частях:
учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Ковалева Г.С., Рябинина Л.А.,
Сидорова Г.А.; под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой. – 2-е изд. – СПб.:
Просвещение, 2022. – 127 с.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2 в 2-х частях:
учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Ковалева Г.С., Рябинина Л.А.,
Чабан Т.Ю.; под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой. – 2-е изд. – СПб.:
Просвещение, 2022. – 96 с.
Функциональная грамотность. Креативное мышление. Экспертное мнение. ГК
«Просвещение», 2020. https://director.rosuchebnik.ru/material/kreativnoe-myshlenierazgovor-s-ekspertom/
Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Читательская грамотность.
Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных
организаций. Часть 1. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. Москва.
Санкт-Петербург. «Просвещение» 2020.
Проведение Дня единого текста в школе: сборник методических материалов / под
ред. Н.В. Киселевой. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. – Текст: электронный.
Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение.
Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н.
Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: Российский
учебник, 2018.
Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа
―Школа 2100‖, Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева.
Цифровые образовательные ресурсы
РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности.
Диагностические работы Министерства просвещения РФ https://fg.resh.edu.ru/
Электронные
формы
https://media.prosv.ru/
учебных
пособий
издательства
Просвещение
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/
Открытый
банк
заданий
PISAhttps://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%
8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa
Открытый банк заданий
(МЦКО)https://mcko.ru/
Московского
центра
http://www.alleng.ru/ - каталог образовательных ресурсов
качества
образования